Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

выдерживать при обсушке или отливе удар о каменистое дно, в отличие от более популярной у поморов шняки1. Кроме этого, ярусный лов в 80-х гг. XIX в. обогатился новым способом ведения лова. Нововведение заключалось в следующем, в море выходило одно большое судно, на борту которого находилось несколько небольших беспалубных лодок особого типа - дори (дорка). При выходе судна в район промысла дорки спускались на воду, распределялись по акватории и вели промысел. С борта материнского судна работа ярусами не велась, его роль заключалась в обслуживании дорок, которых могло быть восемь и более штук. На Мурмане впервые этот способ лова был апробирован в 1884 г. обществом «Рыбак»2 с помощью специально построенной американской парусной шхуны. Во время промысла рыбаки проживали на шхуне, на ней происходила обработка рыбы и ее хранение. Помимо этого судовладельцем была сделана попытка еще больше оптимизировать промысел: отдельный пароход доставлял наживку для промысла, другой забирал рыбу и отвозил ее к местам сбыта. Эти нововведения позволяли охватить большую акваторию и увеличивали промысловую оборачиваемость судна. Но так как, обслуживание данного вида промысла было достаточно дорогим, у русских рыбаков такой способ промысла не нашел отклика. Даже учитывая увеличивающиеся объемы уловов, прибыль от их реализации не покрывала издержки, что в итоге привело к разорению общество «Рыбак». Большинство типов судов, на которых промышленники выходили в море, не обладали хорошими мореходными качествами. Приобретение судов с повышенными мореходными качествами требовало значительных финансовых вливаний, которых у промысловиков - поморов не было. Новые усовершенствованные суда - американские шхуны, моторные боты появились на Севере в последней четверти XIX - начале XX вв. Палубный моторный бот легко двигался против ветра, обладал хорошей штормовой 49 1 Греков А. А. Донный промысел в Баренцевом море и сопредельных водах. Мурманск, 2012. С. 33. 2Греков А. А. Донный промысел в Баренцевом море и сопредельных водах. Мурманск, 2012. С. 45.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz