Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

двух человек. Судно оборудовалось якорем весом до 6 пудов (до 98 кг) на пеньковом канате. Якорь выбирался вручную, вода откачивалась помпою. Раньшина могла быть построена на основе шняки. В этом случае на борта шняки нашивался дополнительный пояс из досок1. На судне ставилось три мачты с парусами, имелись 1-2 пары весел. На раньшине, перестроенной из шняки, ставилось две мачты - фок и грот2. Команда судна состояла из 3 человек. Несколько особняком в этом ряду стоит следующий тип судна - ела. Это судно не являлось продуктом поморского судостроения, а было позаимствовано у соседей по промыслам - норвежцев. Ела, норвежское промысловое беспалубное судно, построенное по образцу судов викингов. Имело высоко поднятые штевни и острые обводы носа и кормы. На мурманских промыслах использовались елы трех разных размеров: 1) обыкновенная небольшая ела для экипажа в три человека и поднимающая до 80-120 пудов груза (1,3-2 тонны); 2) ела - отрин, для четырех промышленников, с грузоподъемностью до 200-250 пудов (3,2-4 тонны); ела - фембурин - на 350-450 пудов (5,7-7,3 тонн)3. При постройке судов этих типов использовались пиленые доски с железными клепками. Ела и ела-отрин вооружались одной мачтой с прямым парусом, на фембурине устанавливали две мачты с бушпритом и косыми парусами. Отрин и фембурин имели в корме отапливаемые каюты. Ела используется для прибрежного промысла, ярусного и удебного; отрин, вследствие своих размеров использовался как в прибрежном промысле, так и в отдалении от берега; фембурин использовался исключительно финляндцами4 для прибрежного и дальнего промысла, выборка яруса из этого типа елы происходила с помощью шлюпки небольшого размера - подъездка. Все типы ел обладали маневренностью, легко управлялась под парусом и на веслах. Но одновременно, была небезопасны в шторм - заливались водой и могли опрокинуться; обладали типом креплений, который не позволял 1Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 43. 2Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 44. 3Брейтфус Л. Л. О промысловых судах для Мурмана. СПб., 1904. С. 3. 4Там же. С. 3. 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz