Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
Различали кочи по типу плавания «река - море» грузоподъемностью 1500 - 1600 пудов (24,5 - 26,2 тонны) и морские для дальних плаваний, грузоподъемностью 1600 - 2500 пудов (26,2 - 41 тонны). Длина судна в зависимости от тоннажа была от 10 до 25 метров, ширина от 3 до 8 метров, экипаж от 3 до 15 человек1. На судно устанавливалась одна или две мачты. Раньшина, судно схожее по конструкции со шнякой, но превосходящее ее по размеру. Свое название получила вследствие того, что на ней привозили в Архангельск первые результаты рыбных промыслов2. Строилось из соснового и елового леса. Данные о грузоподъемности раньшины разнятся от 1500-4500 пудов или 24,5-73,7 тонн3и до 100 тонн4. Раньшина отличалось особым образованием корпуса. Прочная постройка посредством скругленной формы бортов была призвана противостоять сжатию льдов. Оба штевня делались с уклоном наружу, форштевень - с большим, ахтерштевень - с меньшим. Днище было килеватым, имело выступающий киль. Сверху корпус защищался палубой, сделанной с большим окатом к бортам. По середине палубы проделывали большой люк, который закрывался разборной крышей из досок. «Кузов» раньшины преимущественно сшивался веревками или вицей. В качестве дополнительных креплений использовали деревянные нагели, железные гвозди использовали редко. Наружная обшивка была наборная, внутренняя отсутствовала. Пазы прокладывались мхом. Весь корпус, палуба просмаливались. Непосредственно постройка судна начиналась со сшивки «кузова». Для постановки значительно гнутых бимсов между штевнями прокладывали брус в виде коня, поддерживаемого снизу установленными по диаметральной плоскости подставами. Бимсы делались составными - одни их концы накладывались поверх шпангоутов, скреплялись с ними вицей или деревянными нагелями, а другие - на брус коня. Если была необходимость, борта могла нашиваться досками. В корме оборудовалась небольшая каюта для 1Шитарев В. С. Паруса над океаном. М., 1996. С. 53. 2ГААО. Ф. 6. Оп. 17. Д. 21. Л. 4. 3Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 42. 4Рябчиков П. Л. Морские суда. М., 1959. С. 153. 47
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz