Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

две, - если на Мурман1. К ладье придавалась дополнительная лодка для хозяйственных нужд, называемая павозок. Название судна «коч», по одной из версий происходит из Новгорода и означало одежду2. Оправдывая такое название, коч обладал второй обшивкой корпуса, которая располагалась в районе ватерлинии, защищая основную корпусную обшивку от повреждений. Она делалась из сосновых досок. Конструктивной особенностью коча являлась сама форма корпуса - яйцевидная3. Такая конструкция позволяла судну при столкновении со льдами избегать сжатия и разрушения корпуса, судно «выдавливалось» на поверхность и могло дрейфовать вместе со льдами4. Обладая малой осадкой, коч мог ходить по мелководью5. Пазы и стыки конопатились просмоленной паклей из пеньки, заливали варом, затем сверху накладывали деревянные планки, крепившиеся при помощи ластового уплотнения швов6. На палубе в кормовой части была небольшая каюта для капитана, остальные члены команды размещались под палубой. Доски обшивки коча крепились как вицей, деревянными нагелями, так и железными скобами, и при этом, корпус оставался достаточно «эластичным». Скобы были длиной 3-4 см, и ими крепились планки прикрывающие пазы и стыки. Палуба коча была ровной, что при штормах позволяло нахлынувшей воде стекать за борт и не скапливаться. Нос и корма судна были практически одинаковой формы и срезаны под углом в 30 градусов, благодаря чему судно можно было вытаскивать как на берег, так и на лед. 46 1Памятниковедение. Проблемы изучения и историко - культурной среды Арктики. М., 1990. С. 357. 2Белкин С. И. Одиссеи рыбацких шхун. СПб., 1993. С. 77. 3 Дыгало В., Аверьянов М. История корабля. М., 1991. С. 205. 4Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность: сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 45 - летию музея «Малые Корелы». Архангельск, 2010. С. 342. 5 Овсянников О. В., Ясински М. Э. Взгляд на Европейскую Арктику. Архангельский Север: проблемы и источники: в 2 Т. СПб., 1998. Т. 1. С. 116. 6 Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История северорусского судостроения. СПб., 2001. С. 204.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz