Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
креплениями в виде деревянных нагелей и вицы. Подводная часть ладьи была плоскодонна, с широким килем. Обвод мидель-шпангоута на грузовой ватерлинии, выше и ниже ее, образовывался дугою круга, и, как следствие, при волнении моря судно не могло хорошо держаться. Крепление килевых штук, штевней, корг с килем, наполовину состояло из железных болтов и деревянных нагелей. Пазы наружной обшивки конопатились пенькою1, подводная часть и палуба смолились, а надводная часть и мачты красились красной краской2. На судне ставили три мачты-однодеревки: две с прямыми парусами, одна - с косым3. На носу мог устанавливаться еще и треугольный парус (стаксель), что позволяло лавировать против ветра. Совокупная площадь парусов могла достигать 460 квадратных метров4. На некоторых старинных гравюрах приводимых в литературе5, ладья показана с одной мачтой. При попутном ветре судно могло развивать скорость более семи узлов в час и проходить около 200 км в сутки. Имелось два якоря весом до 500 кг каждый, выборка их из воды производилась воротом, и запасной якорь. На палубе делалось 2 люка - в носу и посередине6, но иногда, в зависимости от изменений в конструкции люков могло быть и три7. В этом случае две переборки делили судно на три отсека («заборницы») и в каждый из них вел отдельный люк. Средний отсек играл роль грузового трюма глубиной до 4 метров. В кормовом отсеке размещался капитан («кормщик»), там же находились мореходные приборы и инструменты. Устанавливалась печка, если судно строилось для плавания в Архангельск, или 45 1Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 39. 2Там же. С. 39. 3Чертежи и рисунки судов, составленные П. Богославским. К книге о купеческом судостроении в России. СПб., 1859. С. 3. 4 Поморские рыбные промылы / В.А.Стасенков, И.И.Студенов, А.П.Новоселов и др.; отв.ред. В.А. Стасенков; Федер. гос. унит. предприятие «Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н.М.Книповича», Сев. фил., 2011. С. 29. 5Там же. С. 30. 6Богославский П.А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 39. 7 Поморские рыбные промылы / В.А.Стасенков, И.И.Студенов, А.П.Новоселов и др.; отв.ред. В.А. Стасенков; Федер. гос. унит. предприятие «Поляр. науч.-исслед. ин-т мор. рыб. хоз-ва и океанографии им. Н.М.Книповича», Сев. фил., 2011. С. 29.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz