Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

сезона. В данной работе предполагается, что основными типами карбаса на мурманских промыслах были поморский карбас и весновальный карбас. Поморский карбас был длинной до 40 футов, шириной до 7 футов, грузоподъемность - около 500 пудов1. Данный тип судна строился в основном в Холмогорах и на Летнем берегу. Поморский карбас имел палубу, внутреннюю и внешнюю обшивку, 2 мачты и бушприт, без кливера. Одна мачта ставилась в носу судна (на ней поднимался носовой парус), другая ставилась практически посередине судна и также вооружалась парусом. Судно снабжалось 2 помпами и якорем, весившим до 8 пудов. Подводная часть поморского карбаса, внутренняя и внешняя, смолилась, надводная часть и мачты красились в красный цвет. Верхняя часть бортов выкрашивалась в черный или зеленый цвет. Элементы корпуса крепились вицей и гвоздями. Команда судна составляла не более 3 человек2. Весновальный карбас имел две съемные мачты для рейкового или шпринтового вооружения, 3-4 пары весел, иногда - палубу. Длина до 23 футов, ширина около 4 футов, грузоподъемность около 200 пудов. Ко дну судна, по обеим сторонам киля крепились полозья для вытаскивания судна в случае необходимости на льдины. Корпус крепился вицей, обшивка снаружи и внутри просмаливалась. Строились весновальные карбасы в Холмогорах, Коле, Пустозерске, Мезени. Лодья или ладья - большое плоскодонное судно, длиною до 25,6 метра. Судно имело короткий бугшприт и поднимало до 200 тонн (12 тысяч пудов) груза3. Команда ладьи состояла из 5-8 человек. Использовалась ладья для промысла у Новой Земли, для перевозки грузов вдоль побережий, а позднее - при торговле Архангельска с Норвегией, транспортировке рыбы с промыслов на Мурмане. Строилась из соснового и елового леса, с двойной обивкой - внутренней и наружной. Малая лодья имела клинкерную обшивку, большая - в гладь, с 1Богословский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 48. 2 Дубровин Г. Е., Окороков А. В., Старков В. Ф., Черносвитов П. Ю. История северорусского судостроения. СПб., 2001. С. 296. 3Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия. СПб., 1885. С. 80. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz