Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
досками просмаливался и прокладывался мхом перед прошивкой. Иногда, днище судна могли выдалбливать из осины1. Мачта судна изготавливалась из ели длиной от 9-10 аршинов и ставилась, как правило, в самой широкой части судна. Снабжалась шняка одним рейковым парусом (при условии одномачтовости судна), сшивавшимся из восьми полотнищ тонкой парусины, якорем иди дреком весом около 6 пудов с пеньковым канатом. Вода из судна отливалась при помощи ручной лейки - плицы. Для удобства выборки яруса на шняке устанавливалось два переносных ролика, закреплявшихся на борту2. Мореходность шняки оценивалась довольно противоречиво: К. С. Мережковский писал, что « ... шняки никак нельзя назвать хорошими морскими судами - они и медленны на ходу, и тяжелы на веслах, а главное дурно выносят волнение океана...»3. П. А. Богославский придерживался такого же мнения:« ...шняки худо держатся к ветру и на волнении не безопасны, по чрезвычайной валкости»4. А. М. Козлов отмечал, что в «. сравнении с норвежскими елами, шняка будет гораздо прочнее, потому что ея набои или набор вдвое толще, чем на еле, которая на большом волнении вся изгибается, и во вторых остойчивее елы под парусом, так как шняка полнее и тяжелее елы при одинаковых размерах. Все эти хорошие морские качества шняки служат причиною давнишнего употребления ея при рыбных промыслах в океане по Мурманскому берегу»5. Строились шняки в основном в Онежском уезде, г. Кеми и г. Коле. Карбас был типом судна, которое было приспособлено как для плаваний по рекам, так и по морю. Указанный тип судна применялся практически во всех областях поморской жизни. Его использовали для перевозок людей, продуктов, сена, строительных материалов, для рыбных или зверобойных промыслов. Карбаса различались по району плавания, назначению, времени промыслового 1Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 44 - 45. 2Брейтфус Л. Л. О промысловых судах для Мурмана. СПб., 1904. С. 2. 3Мережковский К. С. Морские промыслы // Живописная Россия. Т. 1 - 4. СПб.; М., 1881. С. 131. 4Богославский П. А. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 45 - 46. 5Козлов М. Беломорская шняка // Русское судоходство. 1900. № 10. С. 96 - 100. 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz