Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

Это позволило им выработать единственно приемлемые в северных условиях типы мореходных судов. Следует заметить, что они отличались большим разнообразием. Они имели разное количество мачт, парусов, различные особенности конструкции. Традиции поморского судостроения возникли на основе синтеза новгородского, беломорского и скандинавского судостроения. Поморы смогли найти наиболее рациональные, надежные и отвечающие требованиям арктического мореходства и промысловой деятельности разнообразные типы поморских судов. Все эти изменения наиболее удобно рассматривать на примере таких типов суда, как шняка, карбас, лодья, коч, раньшина, ела, потому, что эти суда были наиболее применимыми транспортными средствами на промыслах, как при самом промысле, так и при транспортировке уловов. Одним из самых распространенных типов промыслового судна Мурманских промыслов была шняка. Данный тип судна пришел на территорию Поморья из Скандинавии1. Ее прототипом, могло быть боевое быстроходное скандинавское судно - шнека2 или также скандинавское, парусно-гребное судно - дракар3. Вследствие приспособления судна к условиям рыбного промысла оно претерпело ряд изменений и превратилось в промысловое парусно-гребное судно, относимое к типу лодок - долбленок. Судно имело овальные борта и заостренные нос и корму. Со временем шняка изменялась и в разные периоды отличалась по конструкции и размеру. В разных источниках приводятся различные данные: длина - от 4 до 5 саженей, ширина - больше 1 сажени, грузоподъемность до 500 пудов (вторая половина XIX в.)4; длина - 28 - 36 футов, ширина - 6 - 6,5 футов, грузоподъемность - 150 - 250 пудов (середина XIX в.)5; длина - 4 - 5 саженей, ширина - более 1 сажени, 1Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность: сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 45 - летию музея «Малые Корелы». Архангельск, 2010. С. 345. 2 Дыгало В., Аверьянов М. История корабля. М., 1991. С. 375 - 376; Культура русских поморов (опыт системного исследования) / Э.Л.Базарова, Н.В.Бицадзе, А.В.Окорокова, Е.Н.Селезнева, П.Ю.Черносвитов. М., 2005. С. 78 - 79. 3Традиционная культура Русского Севера: истоки и современность: сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции, посвященной 45 - летию музея «Малые Корелы». Архангельск, 2010. С. 346. 4Максимов С. Год на севере. СПб., 1871. С. 297. 5Богославский П. О купеческом судостроении в России, речном и прибрежном. СПб., 1859. С. 44. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz