Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
в 1910 году и составил 515 тонн1. Преодолевая определенные трудности, деятельность фирмы К.Ю. Спаде набирала обороты, и в 1912 г. у фирмы уже было в эксплуатации 4 траулера: «Север», «Восток», «Запад», «Юг». В путину 1912 года все четыре траулера осуществляли промысел, сдача улова осуществлялась на баржу «Онега» для последующей доставки в Архангельск. На зимовку траулеры уходили с грузом рыбы в Ригу, сбывали вылов, ремонтировались и к началу весны возвращались к местам лова. Суда фирмы ходили к берегам Исландии, а для обслуживания своих судов Спаде начал обустраивать становище Порчниха. Но развитие тралового лова в Баренцевом море было приостановлено начавшейся Первой мировой войной. Суровые климатические условия, постоянная борьба за существование диктовали участникам мурманских рыбных промыслов поморам формирование всего жизненного уклада. Вследствие постоянного соприкосновения с морем, поморами была разработана система ориентации и заложены основы северной арктической астронавигации2, специфическая система судостроения. К одной из особенностей поморского судостроения может относиться способ «шитья лодок вицей»3. Неправильно было бы считать, что крепеж бортных досок вицей - гибкими, пропаренными прутьями можжевельника или ели, свидетельствовал о низкой культуре кораблестроительной техники поморов. Наоборот, как показывала мореходная практика, железные крепления быстро ржавели и при постоянных толчках судов о волны и льды расшатывали корпуса судов4. Суда, «шитые вицей», оказывались более упругими, с достаточным коэффициентом динамической подвижности. Вица в воде распухала и плотно закупоривала отверстия. 40 1Под семизвездным синим флагом. Мурманск, 1981. С. 12. 2 М.В.Ломоносов и национальное наследие России. Тезисы докладов международной научной конференции. Архангельск, 1996. С. 21. 3Там же. С. 21. 4 При том уровне развития технологий, качестве металла и т.п и той цели которым служили поморские суда - лов рыбы и ее транспортировка, «вица» являлась достаточно передовым по сравнению с обычными железными креплениями, способом скрепления корпусов судов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz