Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

между креплениями поводцов на хребтине зависел от плотности облавливаемых скоплений рыбы: чем больше рыбы, тем чаще крепили крючки. На 1 тюк приходилось 100 - 150 крючков, а общее количество крючков на ярусе нередко превышало 4 тыс. штук. Длина хребтины обычно достигала 10 верст (около 10,7 км), а летом - 15 верст (около 16 км). На концах и в середине ярус притапливали якорями - обычно камни (до 30 кг), защемленными двумя деревянными брусками или ветками с сучками, которые связывали древесными или можжевеловыми корнями - вицами, железные якоря использовали редко. Буйками, служили вытесанные из дерева чурки в форме перевернутого продолговатого графина «кубасы», в которые вставляли длинные палки - пафуры с пучком мочалы - «махавки» на конце. Каждая промысловая артель старалась резьбой и особыми фигурными значками из прутьев украсить свои кубасы1, для того, чтобы издалека опознать свой кубас. Кубасы в зависимости от размеров были трех видов: бережной, средняк и голомянный. Наибольшие из кубасов использовали в открытой (голомянная) части моря и они имели длину 2,25 аршина и ширину 9,5 дюйма (157x24 см). Также буйки делались из 10 - 15 связанных вместе деревянных поплавков - «балбер» и подвязанного к ним шеста с грузом на одном конце и опознавательным флажком на другом. К нижней части шеста (с грузом) посредством вертлюга крепилось кольцо, к которому привязывался тяж, называемой кубасной стоянкой. Ярус оставался в практически не изменяемом виде до второй половины XIX в. В данный период взамен пеньковой бечевы стали использовать хлопчатобумажную, которая была легче, сушилась быстрее и в воде не перекручивалась; расстояние между поводцами уменьшили в полтора раза; стали получать распространение прочные стальные крючки машинного производства, ежегодный расход которых на Мурмане превышал 1 млн. штук2. Предпочтение отдавалось дорогим английским двугибым крючкам, которые ввозились из Норвегии. Уловистость этих крючков, по единому мнению всех 37 1Кушелев В. Л. Мурман и его промысла. СПб., 1885. С. 154. 2Греков А. А. Донный промысел в Баренцевом море и сопредельных водах. Мурманск, 2012. С. 45.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz