Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

(сетематериалами, одеждой для рыбаков, тарой для рыбы, солью и пр.), которые раньше поставляли иностранные фирмы. Однако себестоимость рыбной продукции оставалась еще очень высокой даже по сравнению с английским рыбодобывающим флотом, совершавшим переходы от Англии до Баренцева моря и обратно. Причиной этого был низкий технический уровень оснащенности наших судов; на иностранных траулерах команда состояла в среднем из 9, а у нас из 24 человек, а также потому, что сама обработка рыбы на Мурмане обходилась дороже, так как рабочих по рыбообработке привозили на 2-3 месяца (постоянного контингента рыбообработчиков привязанных к месту не было, развивалось так называемое «гастролерство и рвачество»)1. Работа траулеров слагалась из двух составляющих - производственная часть (т.е. траление, на эту часть приходилось примерно 56,7% времени) и непроизводственная часть (переход на промысел и обратно, штормовая погода, уборка рыбы, починка тралов, поиск рыбы, простои в порту, выгрузка, погрузка, получение материалов, на эту часть приходилось примерно 43,3% времени)2. По всей видимости, трудовые функции членов команды траулера были регламентированы. У каждого члена команды были свои, профессиональные обязанности, у штурмана - прокладка курса, работа с картами, кочегара - вопросы топлива и все с этим связанное и т.д., но при этом все они привлекались к непосредственной работе с рыбой и уловом. Так, в частности, радист на траулере не только работал с радиостанцией, но и разделывал рыбу при обильном улове, чинил трал, выгревал тресковый жир3. Это несколько напоминало регламентацию труда в дореволюционных артелях. Команда траулера делилась на верхнюю команду, т.е. все должности не связанные с обслуживанием механической части судна, и нижнюю команду, обслуживающую механическую часть судна. При больших уловах нижняя 180 1ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 74. Л. 120. 2ГАМО. Ф. Р-132. Оп. 1. Д. 74. Л. 8. 3ГАМО. Ф. Р-403. Оп. 1. Д. 16. Л. 204.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz