Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
Не менее удручающей была и обстановку вокруг «станов». Гниющие рыбные остатки, отсутствие неподалеку уборных и зачастую отсутствие общественных бань, дополняли унылую бытовую картину промыслов. В советский период, вопрос, связанный с кредитом для ведения промысла, по-прежнему не потерял своей злободневности. В дореволюционный период, размер и условия кредита, как правило, не соответствовали экономическим реалиям промысла. В советский период кредит проектировали в двух формах: денежной и натуральной1. Денежная форма заключалась в получении рыбаком всей установленной суммы или части этой суммы и самостоятельным распоряжением ею при условии контроля со стороны кредитной организации. Натуральная состояла в получении промышленником необходимых материалов, орудий и средств добычи, при условии, что покупку и доставку всего этого организует кредитная организация. Наилучшим сроком для погашения кредита считался четвертый период, причем погашение предполагалось продуктами промысла - рыбой и воюксой. В 1920-е гг. на прибрежном промысле по-прежнему в основном использовались шняка и ёла. Начавшееся, еще до революции, использование ботов продолжалось. Об устройстве ёлы и шняки в данной работе говорилось, поэтому стоит заострить внимание на типе судна которое по своим параметрам наиболее подходила для прибрежного (кустарного) промысла на Мурмане. Бот, как правило палубное, иногда полупалубное судно, значительных размеров, парусное или мотороно-парусное, мореходное. Обычный тип моторно парусного палубного бота представлял из себя судно разделенное на 3 части: средняя, трюм, вмещающий до 2500 кг груза, заднее (моторное) отделение с мотором и приборами управления и передняя, каюта с верхним светом на 3-4 человека, с койками и небольшой чугунной плиткой. Иногда на палубе бота могла устанавливаться небольшая лебёдка, приводимая в действие от мотора и 171 1 Сомов А. А. О кредитовании мелких промышленников рыбопромышленными организациями // ВКМК. 1924. № 6. С. 12.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz