Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
Медвежегорском лесопильном заводе Лесного отдела Мурманской железной дороги1, заказчики могли приобретать, как цельную тару, так и клёпку. Удачное расположение мастерской, между заливом и железной дорогой, способствовало удобной погрузке и отправке тары потребителям. Второй источник тары, по качеству производства (бочки плохо держали рассол) не отвечал условиям для производства качественной продукции. Вследствие вышеуказанного, все организации, занимавшиеся в той или иной степени рыбным промыслом, были вынуждены тратить дополнительные средства на доставку бочек водным и железнодорожным транспортом из Архангельска, что повышало накладные расходы и отражалось на повышении стоимости продукции. Помимо увеличения стоимости единицы тары, повышения стоимости рыбопродукции, процесс доставки тары из Архангельской губернии отражался и на качестве самой тары. Это происходила из-за следующих причин: с места производства клепка или бочки свозились в Архангельск водным транспортом, преодолевая десятки вёрст, в Архангельске грузились для отправки в Сороки, Кандалакшу, Мурманск. Там все выгружалось, иногда, при наличии всех элементов бочки собирались и затем вновь грузились и отправлялись либо на Терский берег, либо на Мурман. Все это отражалось на качестве клёпки, она ржавела, лишний раз подвергалась деформации и, как следствие, бочки получались низкого качества, не держали рассол2. Райрыба и Муробластьрыба пользовались как желрыбовской, так и кустарной тарой. Но определенный процент тары они производили и сами, так как среди персонала, который числился за этими предприятиями, значилась профессия бондарь. Несмотря на всё это проблема тары продолжала существовать. Мурманскую контору «Севгосрыбтреста» также не обошла стороной эта проблема. Среди работников конторы также были должности бондарей, но зачастую за неимением работы, а, следовательно, и заработка, они 1А. П. Бондарно-сборочная мастерская в Мурманске // Вестник карело-мурманского края. 1925. № 17-18. С. 28. 2 Курасов Н. Мурманская жел.дор. и бондарное производство // Вестник карело -мурманского края. 1924. № 6. С. 14. 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz