Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

паросиловыми установками. Позднее это привело к негативным последствиям. В частности, для Мурмана это обернулось тем, что построенные в Германии по заказу СССР дизельные траулеры, предназначавшиеся для работы в Баренцевом море, встречали большие проблемы в плане комплектования команд механиками-дизелистами1. В 1920-е гг. на прибрежном промысле по-прежнему в основном использовались шняка и ёла. Начавшееся, еще до революции, использование ботов продолжалось. Об устройстве ёлы и шняки в данной работе говорилось, поэтому стоит заострить внимание на типе судна, которое по своим параметрам наиболее подходило для прибрежного (кустарного) промысла на Мурмане. Бот, как правило, палубное, иногда полупалубное судно, значительных размеров, парусное или моторно-парусное, мореходное. Обычный тип моторно-парусного палубного бота представлял из себя судно, разделенное на 3 части: средняя - трюм, вмещающий до 2500 кг груза, задняя - (моторное) отделение с мотором и приборами управления и передняя - каюта с верхним светом на 3-4 человека, с койками и небольшой чугунной плиткой. Иногда на палубе бота могла устанавливаться небольшая лебёдка, приводимая в действие от мотора и служащая для выборки яруса, что являлось своеобразным техническим прорывом и представляло большое удобство, когда надо было быстро выбрать ярусы при наступлении шторма. Для перевозки рыбопродукции и сообщений между становищами использовали также моторные боты, только большей величины, более грузоподъемные, с более просторным моторным отсеком, отдельной капитанской рубкой, с возможностью передачи приказаний с помощью машинного телеграфа и отдельной каютой для капитана2. На первых траулерах, техника обработки улова была достаточно архаична. Обработка улова происходила на палубе, промысловик брал рыбу, как правило, левой рукой, придавливал ее к левому сапогу, вспарывал 143 1Бородулин Г. М. Ничего, кроме правды. Мурманск, 1994. С. 10. 2 Сомов А. А. Перспективы промышленного судостроения на нашем Севере // Вестник карело -мурманского края. 1924. № 14. С. 13.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz