Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

буквенный код: треска - РТК, пикша - РТС, окунь - РТО, камбала - РТУ, сайда - РТБ, ерш - РТФ, акула - РТР1. Со временем, траулеры старой конструкции перестали отвечать возросшим потребностям страны в рыбопродукции. С 1927 г. начинается пополнение тралового флота судами новой конструкции, причем все заказы были размещены за рубежом, в Германии. Это возможно можно объяснить тем, что отечественные заводы постройкой траулеров никогда не занимались2. Становление траулеростроения начинается в СССР с конца 1920-х - начала 1930-х гг. Траулеры старой конструкции обладали примерно следующими характеристиками: 33-44 метра в длину, наибольшая ширина - 6,3-7,6 метров. Один траулер мог заготовить 80-140 тонн рыбы, экипаж составлял 23 человека, запас продовольствия на 25 дней, запас воды - 30-40 тонн3. Траулеры же начавшие поступать в ведение Севгосрыбтреста в 1927 г. обладали более весомыми параметрами: длина до 54,9 метров, наибольшая ширина - 9 метров, могли вместить до 352 тонн рыбы, экипаж - от 32 до 45 человек, продовольственный запас на 40-45 суток, запас воды - 130 тонн4. Помимо этих параметров траулеры обладали рядом новшеств рыбопромышленной техники: машины для обезглавливания рыбы, машины для резки трески под клипфиск, усовершенствованная салогрейная машина, утилизационная установка для производства рыбной муки. В 1920-е гг. в мировом судостроении произошел переворот: в качестве главных и вспомогательных двигателей на судах стали применяться двигатели внутреннего сгорания конструкции Р. Дизеля. Они имели преимущества эксплуатационного и экономического характера по сравнению с главенствовавшими на тот момент паросиловыми установками. Данная тенденция не была уловлена в отечественной рыбной отрасли. Учебные заведения, призванные обеспечивать кадрами рыбопромысловый флот продолжали готовить судовых механиков, умевших работать только с 1ГАМО. Ф. Р-403. Оп. 1. Д. 15. Л. 211. 2Чернавин В. В. Записки «вредителя»: побег из ГУЛАГА. СПб., 1999. С. 15. 3Жилинский А. А. Рыбные промыслы Белого моря и Ледовитого океана. Л., 1933. С. 38 -39. 4Жилинский А. А. Рыбные промыслы Белого моря и Ледовитого океана. Л., 1933. С. 38-39. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz