Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.
канал периодически нарушался. В этих случаях приходилось закупать уголь у других ведомств, брать взаймы, осуществлять политику жесткой экономии топлива. Другим проблемным вопросом было производство рыболовной снасти и снаряжения. Пряжа из высокосортной русской пеньки по своим качествам не уступала манильской пеньке, но последняя была предпочтительнее, так как меньше впитывала в себя воду и соответственно меньше подвергалась гниению. Вследствие того, что запасы манилы в России были ограничены, а налаживать поставки было проблематично, было решено использовать отечественный материал. Первый отечественный трал был связан из отечественной пеньки1и, как следствие, встал вопрос о предохранении тралового прядена. В первые годы это осуществлялось посредством дубления или осмолки. Дубление сетей осуществлялось специальным раствором (катеху, с добавлением купороса и коры бразильского дерева), сети предварительно промывали в горячей воде, чтобы удалить жиры, которые препятствовали проникновению в них дубильных веществ. Затем, сеть помещали в специальный чан и заливали раствором катеху, закрывали и выдерживали сутки, после этого сети отжимали, просушивали, а затем снова опускали в воду, чтобы избежать ломкости волокон2. Осмолка осуществлялась в горячей смоле, разведенной на 40 процентов водой3. С развитием технической инфраструктуры, сети для тралов стали изготавливаться уже из смоленого прядена. После этих стадий сети упаковывались в кипы и поступали либо на судно, либо, в более поздние годы, в мастерскую, для сшивки трала. Траловый лов рыб в советский период основывался на использовании специального орудия неводного типа - трала4 и осуществлялся на глубинах от 30 до 340 метров5. Размер трала зависел от размера судна, на котором он 1Киселев А. А., Краснобаев А. И. История мурманского тралового флота. 1920-1970. Мурманск, 1973. С. 43. 2Михов М. Ф. Траловое дело. Л., 1930. С. 30-31. 3Там же. С. 31. 4 См. Приложение. 5, 6. 5Михов М. Ф. Траловое дело. Л., 1930. С. 9. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz