Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

железная будка - камбуз, две изогнутые трубы для вентиляции кочегарки, большая дымовая труба, мостик со штурвальными и карточными рубками. Под штурвальной рубкой располагалась капитанская каюта. Впереди капитанской каюты, над топливным трюмом, устанавливалась большая паровая лебедка, состоящая из двух барабанов и намотанного на них многометрового троса (ваера), к тросам барабанов прикреплялся большой придонный невод, получивший название трал. С их помощью трал волокли по дну и вытаскивали из воды. Причем, окончательное поднятие трала на палубу на первых траулерах происходила вручную: «Трал выбирали на палубу руками. Для этого вся вахта во главе с капитаном или штурманом становилась вдоль борта и, приноравливаясь к волне, под напев «Дубинушки», тащила сети»1. Как видно, первые траулеры не были оснащены устройствами и механизмами для работы с тралом, поднятым из воды, но еще не поднятым на палубу. Только в 1923 г., на траулере «Треска» капитан С. П. Леонтьев впервые на Мурмане установил и применил грузовую стрелу для подъема трала2. Характерной особенностью любого траулера того времени было наличие на каждом из бортов высоких металлических дуг («виселиц»)3. Одна из них располагалась ближе к носу, другая - к корме. К ним были подвешены массивные блоки, через которые проходили ваеры. На первых траулерах было по две мачты. В носу, на приподнятой над палубой части, был укреплен горизонтальный ворот для выборки якорной цепи (брашпиль). Помимо этого, на корме, с обоих бортов, были установлены по паре стоек (шлюпбалок), к концам которых крепились тросы для поднятия и спуска прилагающихся к каждой паре стоек шлюпок. В процессе своего становления траловому флоту приходилось решать ряд проблемных вопросов. В частности, это касалось топлива. Первые траулеры работали на угле, причем зачастую - импортном, а, учитывая внешнеполитическое положение советского государства, данный топливный 1На траулерах в Баренцевом море. (25 лет советского рыболовного тралового флота). Сборник. М.-Л., 1946. С. 91-92. 2Киселев А. А., Краснобаев А.И. История мурманского тралового флота. 1920-1970. Мурманск, 1973. С. 42. 3 См. Приложение. 4. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz