Панов, Д. А. Политика государства в сфере рыболовства на Мурмане в 1860-х - 1920-х гг.: от кустарных промыслов к рыбопромышленной отрасли : специальность 07.00.02 - Отечественная история : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Панов Дмитрий Александрович ; научный руководитель: кандидат исторических наук, доцент Бардилева Юлия Петровна ; [место защиты: Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина]. – Тамбов, 2020. – 26 с.

Первыми траулерами, с которых начинался траловый лов на Мурмане, были 12 минных тральщиков английской постройки, неподходящих для использования в военных целях. Первые траулеры были около 51 метра в длину, при наибольшей ширине 9 метров, имели паровую машину мощностью 300 лошадиных сил. Нос и корма были приподнятыми, борта наоборот - опущены, что давало возможность попасть на борт траулера в море с лодки без особых затруднений1. На долю жилых помещений отводился довольно незначительный объем судового пространства, максимально возможное пространство отводилось под рыбные трюмы. В носовой части находилось помещение (кубрик), предусмотренное для жизни и бытовых нужд команды судна, посередине кубрика укреплялся стол, по стенам помещения были прикреплены кровати-нары, в зависимости от конструктивных особенностей каждого конкретного судна их число могло варьироваться, но, как правило, равнялось восемнадцати. Под кубриком располагалось кладовая для продуктов и различных материалов, а также специальный ящик под якорную цепь. Дальше по направлению к корме следовало два трюма предназначенных под рыбу, с помощью деревянных перегородок пространство этих трюмов разделялось на 32 «колодца», предназначенных для посола рыбы. Средняя часть судна была занята под склад топлива - угля, еще дальше располагалась кочегарка, паровой котел, машинное отделение. В корме располагалась каюта старшего механика и кают-кампания. Посредине последней укреплялся складной стол. По бортам помещались кровати для штурмана, второго механика, тралмейстера, машиниста, помощника тралмейстера, повара. В кают-кампании в специальных шкафах хранились различные необходимые в плавании вещи, посуда. Середину палубы занимала, покрывая машинное отделение, железная надстройка. В кормовой части этой надстройки обычно располагалась рабочая каюта радиотелеграфиста. Далее располагались машинные люки, своеобразная 138 1Аверинцев С. В. На рыболовном траулере в полярном море. Из дневника натуралиста. М.-Л., 1928. С. 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz