Панов, Д. А. Обрядность и ритуальность поморов на мурманских промыслах как ориентир повседневности // Ориентир и путь: сборник статей / науч. ред. В. М. Воронов, К. Я. Коткин. – Мурманск : МАГУ, 2017. – С. 120-123.

Кроме молитвы существовали и другие способы воздействия на морскую стихию, например, с помощью так называемых даров морю. Как правило, ритуал дарения был направлен на то, что бы пространство моря «приняло человека». Чаще всего встречаются сведения о том, что в море бросали горсть монет. В некоторых районах Поморья существовал обычай бросать золото в море1, а также традиции одаривать людей во время про­ мысла. Отчасти данные сведения сходятся с упоминаемом в книге Т.А. Бернштам обычае «просить на поветерь», который включал в себя одари­ вание женщин или детей, просивших: «Подайте кость на поветерь, хозя­ юшка», и был направлен на благополучное возвращение с промысла2. Не­ которой разновидностью такого обычая могло быть и следующее действие - купец давал работнику золото и отсылал бросить его в море с опреде­ ленными словами. В процессе промысла выделялись пространства, места и ситуации, в которых поведение человека определенным образом регламентировалось, и на которые переносились «домашние» стандарты. Так, в частности, из­ вестна поморская традиция не бросать мусор ни в реку, ни в море. В религиозной сфере, переносимой с мест постоянного жительства лежит и проблема успешности промысла колонистов из Норвегии и Фин­ ляндии на Западном Мурмане и неконкурентоспособное™ поморов и ко­ лонистов по сравнению с ними. Деловитость норвежцев, финнов соответ­ ствовала их вере, которая окружала ореолом святости сам процесс труда (как служение Господу). Русские промышляли также по своей вере, но процесс труда рассматривался как страда3. Об этом убедительно говорит история промысла. В свое время, норвежцы и финны заселяя Западный Мурман, переняли у русских ярусный способ лова трески. Но переняв его, они со временем и усовершенствовали его. В данном случае, скандинавы как ученики превзошли своих учителей потому, что их вера возвышала труд. Деловитость скандинавов имела религиозно-культурную основу, че­ го не было у русских поморов. Православие, с остатками язычества, не связывало жизнь поморов только с этим миром, оно подготавливало к бу­ дущей жизни, ко всеобщему воскресению. Русское православие с некото­ рой степенью негативности относилось к предпринимательству, стремле­ нию к успеху, благоустроенности прижизненного быта. И как следствие, православие не одобряло образ жизни католиков, протестантов и поморы в этом поддерживали православие. Изменилось к началу 1930-х годов и отношение к рыбе. В результа­ те создания рыбопромышленного комплекса участники процесса добычи 1Соболева М.А. Указ. соч. С. 122. 2 Бернштам Т.А. Указ. соч. С.397-398. 3 Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX - первой трети XX века: проблемы модер­ низации и социальной экологии: монография. Архангельск: Изд-во Поморского госу­ дарственного университета, 1998. С. 49. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz