Панов, Д. А. Обрядность и ритуальность поморов на мурманских промыслах как ориентир повседневности // Ориентир и путь: сборник статей / науч. ред. В. М. Воронов, К. Я. Коткин. – Мурманск : МАГУ, 2017. – С. 120-123.

мыслов. Специфичность морских промыслов породила «развитую систему поверий, сочетавшуюся с промысловым опытом»1. Существование различных ритуальных практик, примет и представ­ лений, связанных с рыбным промыслом, вызвано восприятием моря как пространства, в котором действуют иные правила по сравнению с домаш­ ним, обжитым, и необходимостью воздействовать на это пространство, устанавливать с ним определенные отношения2. Об этом пишет Л.Д.Попова: « Море становится особым сакральным пространством и наделяется хтонической семантикой иного мира, в кото­ ром испытываются духовно - нравственные основания, крепость вер, са- мостояния человека»3. В народных представлениях, связанных с морем, прослеживается характерное деление пространства на две сферы - «свое» и «чужое», то есть обжитое пространство дома и пространство моря. Не­ случайно на их границе часто находились культовые сооружения (кресты, часовни, храмы), игравшие важную роль в религиозной жизни населения4. С представлением моря как сакрального пространства связано вос- , приятие поморами рыбы как «хлеба насущного»5. Как отмечает Т.А. Бернштам, из всех праздничных циклов, связан­ ных с промысловой деятельностью, «самые важные были связаны с про­ водами и встречей «промышленников - мурманщиков»6. Поморы, несколько месяцев в году промышлявшие рыбу на Мурма- не, не имели возможности регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Своеобразие их духовной жизни проявлялось в личной ре­ лигиозности, в практике обетов, паломничества, трудничества: устанавли­ вали поклонные и памятные кресты, хождение на богомолье. Молитва, молебен занимали ключевое место в процессе проводов рыбаков. Сама ситуация ухода, тем более на жизненно важный морской промысел, в традиционном сознании имеет статус кризисной, а простран­ ство между «своим» и «чужим», морем и домом воспринимается как по­ граничное. Молились проплывая мимо креста стоящего у выхода в море, молились «чтобы удача была у рыбака»7. Среди вещей, которые брали с собой в море, обязательно были иконы. Молебен, как правило, заказывали перед уходом рыбаков. 1Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. М.: ОГИ, 2009. С.179. 2 Соболева М.А. Об обрядовой стороне рыболовецкого промысла на Поморском берегу Белого моря. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. 2012. Ха 12. С. 120. 3 Попова Л.Д. Сакральные основания культуры русского города (на материалах Архан­ гельска концаXVI-XX в.): Автореферат дис. ...д-ракультурологи. СПб.: СПбГУ, 2010. С. 18. 4Бернштам ТА . Указ. соч. С. 188. 5Там же. С. 78. 6Там же. С. 369. 7Соболева М.А. Указ. соч. С. 121. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz