Панов, Д. А. Деятельность «Желрыбы», как фактор освоения побережья Мурмана // Арктика сквозь века и границы. Материалы научно-практической конференции 14 ноября 2019 года. – Мурманск : Изд-во «Конкорд», 2020. – С. 120-125.

Развитие коммерческих операций вызывало и расширение связей «Желрыбы» с крупными государственными и кооперативными предприятиями, покупка товаров у которых производилась частью за деньги, частью в кредит под векселя. Причем вексельные обязательства «Желрыба» выполняла в полном объеме.168 В марте 1924 г. «Желрыбе» передали в управление парк вагонов- ресторанов.169 В августе 1924 г. в Мурманске открылась гостиница- ресторан «Желрыба», на протяжении ряда лет бывшая единственным предприятием подобного рода в городе. Стоит отметить, что коммерческая деятельность «Желрыбы» осуществлялась не в ущерб ее промысловой деятельности. Как и промысловые показатели, коммерческие показатели «Желрыбы» стабильно росли. Так, в сезон 1925-1926 гг. оборот по продажам через сеть универмагов составлял 1185553 р., а в сезон 1926-1927 гг. увеличился до 1213431 р., причем в каждом из сезонов наблюдалось снижение торговых расходов; прибыль от вагонов-ресторанов в сезон 1925-1926 гг. составляла 69388 р., а в сезоне 1926-1927 гг. уже 107547 р.170 Но, в 1929 г. правительственная Рабоче-крестьянская инспекция (РКП) проверяла деятельность Мурманской ж/д. В ходе проверки был выявлен «ряд вопиющих фактов бесхозяйственности и извращения классовой линии в работе комбината»,171 тем самым комиссия создала повод для ликвидации деятельности «мурманки» как колонизационно­ транспортного комбината. Одним из следствий этой проверки стала ликвидация «Желрыбы» согласно постановлению ЭКОСО РСФСР от 6 июля 1929 г. В частности, в постановлении указывалось «...совершенно неудовлетворительно выполнение основных задач по развитию и эксплуатации рыбных промыслов края и по объединению рыбаков; систематическое невыполнение производственных программ по заготовке и переработке рыбы, нездоровая конкуренция с местными рыбозаготовительными и торговыми организациями, систематический рост себестоимости рыбы и консервов, громадные накидки на товары снабжения рыбаков и лесозаготовительных рабочих, доходящие в 1927-1928 гг. от 32 до 40%, постоянное использование значительной части дефицитных товаров в 1927-1928 гг. не по назначению, отклонение в сторону торговых операций, систематическое допущение задолженности по авансам за последние три года, невыполнение директив правительства о снижении административных и накладных расходов в 1927-1928 гг., крупные убытки от производственной торговой деятельности «Желрыбы»..».172 168 Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г. Д., 1928. - С . 186. 169 Николаев. Работа «Желрыбы» в 1923-24 г. // Вестник Карело-Мурманского края. 1924. № 15. - С. 13. 170 Очерк работы Мурманской железной дороги в 1926-1927 г. Л., 1928. - С. 159 171 Андрей Спасский. Комбинат Мурманской дороги должен быть сохранен // Карело Мурманский край. 1929. № 4-5. - С. 22. 172 Развитие рыбной промышленности Мурманской области. 1920-1985. Сборник документов и материалов в двух томах.Т. 1. 1920-1945. Мурманск, 1986.-С. 97-98.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz