Панов, Д. А. Деятельность «Желрыбы», как фактор освоения побережья Мурмана // Арктика сквозь века и границы. Материалы научно-практической конференции 14 ноября 2019 года. – Мурманск : Изд-во «Конкорд», 2020. – С. 120-125.

Снабженческая деятельность «Желрыбы» началась с октября 1923 г. Именно к этому времени происходит передача всей снабженческой работы в ее ведение, помимо этого, завершается первый промысловый сезон «Желрыбы» и она получает один из составляющих продуктов своей снабженческой деятельности - рыбу.164 Увеличение объемов работы «Мурманки» как колонизационного комбината, повлекло за собой и увеличение и расширение снабженческой деятельности, за которую отвечала «Желрыба». Данное направление в деятельности последней охватывало снабжение рабочей силы не только на лесных и горных разработках, достройке самой железной дороги, возведении объектов гражданского строительства, предприятиях связанных с лесообработкой, но и переселенцев, а также и рыбаков, как сезонных, так и постоянных. Наибольшую часть снабженческой работы «Желрыбы» составляло снабжение продовольствием рабочих и кормом лошадей «Желлеса». В отдельные годы охват снабжения составлял до 17 тыс. человек и 4500 лошадей.165 Снабжение рабочих происходило через постоянные снабженческие пункты и передвижные вагоны-лавки, причем работа этих пунктов и вагонов-лавок строилась таким образом, чтобы рабочие отдаленных или труднодоступных мест не отрывались от работы в поисках продовольствия.166 В составе «Желрыбы» имелся коммерческий отдел, на который в целях увеличения и развития хозяйственно-торговой деятельности и колонизации, обслуживания потребностей промыслов, лесозаготовок, достройки дороги и переселенческих нужд, реализации товарно­ продуктовых операций, возлагалось управление, регулирование всех торгово-снабженческих операций «Желрыбы», а также заготовка, приобретение, продажа и обмен продуктов, товаров, материалов, промыслово-судового оборудования, снаряжения, заключение договоров и соглашений с другими отделами дороги и с различными органами для выполнения их поручений по закупке, сбыту, распределению, хранению и транспортировке различных товаров и для различных закупок у этих органов. Данную деятельность организация проводила через сеть торговых точек (ларьки, универмаги, магазины), а также через работу вагонов-ресторанов. Причем универмаги (в Мурманске, Кандалакше, Петрозаводске, Лодейном Поле) помимо торговой функции выполняли еще и роль снабженческих пунктов. Наличие торговых предприятий давало «Желрыбе» возможность получать прибыль, которую предприятие направляло на развитие промыслового хозяйства.167 164 Работа Мурманской железной дороги за 1922-1923 год. Обзор деятельности Правления и Управления по отчетным данным. Т. 1. J I 1924. - С. 234. 165 ГАМО. Ф. Р-132. On. 1. Д. 64. Л. 18. Материалы о работе «Желрыбы» (доклады, планы, приложения к планам). Отчет о работе Губоно. [1926-1927]. 166 А.П. Перспективы работы Желрыбы // Вестник Карело-Мурманского края. 1925. № 5. - С .12. 167 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. Р. 132. On. 1. Д. 22. Л. 46 об. Отчет по работе Мурманской железной дороги за 1925-1926 гг.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz