Пация, Е. Я. Кольское застолье / Е. Я. Пация. – Санкт-Петербург : «Геликон Плюс», 2020. – 248 с.

номера, и сам процесс подготовки мне очень понравился. Ну а на праздник не пошла, чтобы не чувствовать себя лишней, да и людей не хотелось сму­ щать своим присутствием. Наутро я, правда, видела синяки на лицах мо­ лодых парней. Поинтересовалась, как прошел праздник и что это они так неважно выглядят? На что мне ответили: «Ну так немножко пошумели». Я не слышала никакой ругани, никакого мата, как будто и не русская де­ ревня совсем, даже слов-связок нет. Но потом, когда я стала в деревне своя, местные надо мной посмеивались: «Так мы ж все договорились при тебе не материться!» А я еще и в газету умудрилась написать про деревню с потря­ сающей внутренней культурой... Когда стала своей, то уже все слова-связки появились, но, между прочим, все это не выглядело руганью, скажем так — эмоциональным оформлением речи. ...А молодежь на следующий день после праздника отправилась на пик­ ник. Мне это тоже было интересно. Вроде бы вот оно — всё рядом, но они ушли подальше, на берег моря. Из еды у них были пироги, а особым угоще­ нием считались вареные яйца. Еще мне очень понравился местный морошковый самогон, очень чистый, ароматный, приготовленный из не съеденной прошлогодней морошки, ко­ торая была заготовлена на зиму. Не могу не описать местные свалки. Каждая деревня имеет свою свалку, но свалка Чаваньги —эталон. Я вообще ее здесь с трудом нашла —это были несколько ржавых железяк, явно остатков какого-то колхозного инвента­ ря, и немного консервных банок. Конечно, постепенно здесь все засыпает песком, идет естественное наслаивание, но тут играет роль и человеческий фактор, когда дом, улица и даже помойка поддерживаются в аккуратном и чистом состоянии. Вообще интересно само отношение к мусору у местных жителей. Поморы всегда разбирали мусор, и это не было новомодным веянием. То, что мож­ но было сжечь, всегда сжигалось, различные пищевые отходы отправлялись животным. У поморок и сейчас в домах не одно ведерко под отходы стоит, хотя и животных-то почти нет. Зато есть небольшой табун диких лошадей — штук семь кобыл и один жеребец, —и все население деревни подкармлива­ ет их, хотя с ними и не общается, не гладит, не приручает, а старается просто сосуществовать рядом. Конечно, лошади приучены к человеку и зимуют ря­ дом с людьми, но они всё же дикие и как бы сами по себе. Происхождение этих лошадей давно стало мифом, да еще и с различны­ ми вариантами. Суть в том, что у кого-то что-то не получилось и якутские лошадки остались бродить по Терскому берегу. Я была в Якутии в команди­ ровке и, зная, что такое якутский климат и природные условия, понимаю —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz