Пация, Е. Я. Кольское застолье / Е. Я. Пация. – Санкт-Петербург : «Геликон Плюс», 2020. – 248 с.
номера, и сам процесс подготовки мне очень понравился. Ну а на праздник не пошла, чтобы не чувствовать себя лишней, да и людей не хотелось сму щать своим присутствием. Наутро я, правда, видела синяки на лицах мо лодых парней. Поинтересовалась, как прошел праздник и что это они так неважно выглядят? На что мне ответили: «Ну так немножко пошумели». Я не слышала никакой ругани, никакого мата, как будто и не русская де ревня совсем, даже слов-связок нет. Но потом, когда я стала в деревне своя, местные надо мной посмеивались: «Так мы ж все договорились при тебе не материться!» А я еще и в газету умудрилась написать про деревню с потря сающей внутренней культурой... Когда стала своей, то уже все слова-связки появились, но, между прочим, все это не выглядело руганью, скажем так — эмоциональным оформлением речи. ...А молодежь на следующий день после праздника отправилась на пик ник. Мне это тоже было интересно. Вроде бы вот оно — всё рядом, но они ушли подальше, на берег моря. Из еды у них были пироги, а особым угоще нием считались вареные яйца. Еще мне очень понравился местный морошковый самогон, очень чистый, ароматный, приготовленный из не съеденной прошлогодней морошки, ко торая была заготовлена на зиму. Не могу не описать местные свалки. Каждая деревня имеет свою свалку, но свалка Чаваньги —эталон. Я вообще ее здесь с трудом нашла —это были несколько ржавых железяк, явно остатков какого-то колхозного инвента ря, и немного консервных банок. Конечно, постепенно здесь все засыпает песком, идет естественное наслаивание, но тут играет роль и человеческий фактор, когда дом, улица и даже помойка поддерживаются в аккуратном и чистом состоянии. Вообще интересно само отношение к мусору у местных жителей. Поморы всегда разбирали мусор, и это не было новомодным веянием. То, что мож но было сжечь, всегда сжигалось, различные пищевые отходы отправлялись животным. У поморок и сейчас в домах не одно ведерко под отходы стоит, хотя и животных-то почти нет. Зато есть небольшой табун диких лошадей — штук семь кобыл и один жеребец, —и все население деревни подкармлива ет их, хотя с ними и не общается, не гладит, не приручает, а старается просто сосуществовать рядом. Конечно, лошади приучены к человеку и зимуют ря дом с людьми, но они всё же дикие и как бы сами по себе. Происхождение этих лошадей давно стало мифом, да еще и с различны ми вариантами. Суть в том, что у кого-то что-то не получилось и якутские лошадки остались бродить по Терскому берегу. Я была в Якутии в команди ровке и, зная, что такое якутский климат и природные условия, понимаю —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz