Пация, Е. Я. Кольское застолье / Е. Я. Пация. – Санкт-Петербург : «Геликон Плюс», 2020. – 248 с.
В 1977 году Ксения Петровна сломала ногу. Я в то время была ученым секретарем Северного филиала Географического общества СССР и занима лась музеем. Меня отправили к ней, чтобы побыть рядом и помочь восста новиться. Напрасно мы беспокоились —у Ксении Петровны в Архангельске было много верных и преданных друзей, готовых помогать. В этот период мы с Ксенией Петровной много беседовали, и я заслушивалась ее расска зами о поморах и их жизни. Она всегда интересовалась культурой Русского Севера, этнографическими изысканиями, историей освоения территории, краеведением. За годы путешествий и экспедиций у нее собрался обширный документальный материал. Все это вошло в ен замечательную книгу «Сказ о Беломорье», которая была опубликована в 1983 году. В книге рассказывается и о том, чем же питались поморы, есть даже от дельная глава «Поморский харч», где Ксения Петровна пишет об отноше нии поморов к пище и о традициях застолья. Особое место в главе уделено хлебу и изделиям из муки: «В Беломорье всегда было уважительное отно шение к хлебу. “Ржаной-то хлебушко всем хлебам дедушко. Духмяный он, скус в нем, и сухарь рассыпной”. По праздникам пекли рыбники, пироги с различной начинкой, в основном с рыбной, шаньги, ягодники, наливашни- ки, калитки, колоба. Для ребят пекли из хлебного теста опёкиши, калачи, солоники и репники. Все печеное из муки в Беломорье называлось “хлеб ное”. Детям за столом хлебное раздавалось по одному в руки, повтора не полагалось». Помимо хлебного в рационе, безусловно, присутствовали и рыбные блю да, и овощи, и молочные продукты, и, конечно, ягоды. Вообще питание в то время в основном состояло из того, что давала природа. * * * Со временем многое из бытовой культуры было утрачено, но многое и со хранилось. Мне удалось лично познакомиться с жизнью Поморья и его оби тателями, а также узнать некоторые рецепты местной кухни, так сказать, из первых уст. Такой поморской школой для меня стала деревня Чаваньга, которой в 2019 году исполнилось 400 лет. Там я была неоднократно и завела много интересных знакомств. До сих пор у поморов в селах остались русские печки, только на Тер ском берегу они круглые. К ним часто пристраивают небольшую дровяную плиту, чтобы готовить в летнее время. Что-то готовят и на электроплит ках, а чай кипятят в электрических чайниках. В XX веке в поморских селах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz