Пация, Е. Я. Кольское застолье / Е. Я. Пация. – Санкт-Петербург : «Геликон Плюс», 2020. – 248 с.
вкусные». В северной Финляндии, в местах проживания саамов, и сейчас найти рисськ — лепешки с оленьей кровью. Они сладковаты и вкусны. Не много непривычен запах, отдает аммиаком. В одной из российско-финляндских экспедиций наша коллега, происхо дившая из северной Финляндии, обратила внимание на распухшие десны у детей в селах Ловозеро и Краснощелье. Был март. Медицинские обследова ния в программу исследований не входили, и все же она поинтересовалась, есть ли в рационе селян оленья кровь. Оказалось, что нет. А саамы в Фин ляндии относятся к ней как к ценному продукту и по сей день: собирают кровь при забое, хранят в холодильниках или традиционными способами в кишках или оленьих желудках. В полярную ночь этот продукт снабжает организм минералами и витаминами. Они содержатся в крови оленя в том виде, который позволяет усваивать необходимые вещества и в отсутствие солнца. Учеными давно доказано, что для народов Крайнего Севера необхо димо сохранять традиционное питание. Особенно для детей, которые вос питываются в дошкольных учреждениях и в школах-интернатах. В истории Севера есть уникальный случай, произошел он, правда, с по морами, а не с саамами, но это не умаляет его значимости. Лет двести тому назад пять незадачливых промышленников остались на необитаемом ост рове архипелага Шпицберген без плавсредств. Они прожили там несколько лет и были абсолютно здоровы: в их рационе присутствовала оленья кровь и потому обошлось без цинги. В Финляндии, несмотря на высокий уровень жизни, традиция употреб лять в зимнее время оленью кровь сохранилась. У нас же в советское время на забойных пунктах оленью кровь выливали. В 1986 году проводился экспертный опрос саамского населения. На воп рос о питании все респонденты ответили: «Ничего особенного, питаемся, как все». Такой ответ был не совсем корректным. Большинство приезжего населения негативно относилось к оленине и традиционной саамской пище, поэтому саамам было проще ответить «как все», чем связываться с людьми, мало понимающими северные реалии. На самом же деле питание было сме шанным. Совхозы продавали оленину. У саамов в небольших количествах в общих стадах паслись личные олени. Практически все занимались рыбным ловом, собирали дикоросы. Специальных исследований о связи традиционного питания и долголе тия на Кольском Севере не проводилось. Но на основе наблюдений некото рые выводы все же можно сделать. В 1998 году в поселке Верхне-Туломский пришлось наблюдать группу женщин из пяти человек, 1913 года рождения. Удивил не возраст, а подвижность и физические возможности. Четверо из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz