Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

3 Альберт Бенуа был известен и своей графикой. Е. П. Витеннбург пишет, что в 1923 году Лахтин- ская экскурсионная станция и Музей природы отмечали пятилетие своей работы. Весной вы­ шел из печати сборник научных статей и ма­ териалов сотрудников станции под редакцией Виттенбурга «Северное побережье Невской губы в свете естествознания и истории». Книга эта ил­ люстрирована репродукциями с акварелей Аль­ берта Бенуа, заставками кстатьям послужили его же рисунки пером [Виттенбург 2003: 63]. Albert Benois was also famous for his drawings. E..P Vittenburg writes, that in 1923 Lahta railway station and the Nature Museum were celebrating the 5-th anniversary of their work. In spring there was published a collection of research papers and materials of the station employees, edited by Vittenburg "The Northen shore of Neva Bay in the light of natural history". This book is illustrated with reproductions of Albert Benois water-colours, his drawings in pen were used as headpieces to his papers [Vittenburg 2003: 63]. В. М. Голицыным». Дальше подпись: «Альберт Бенуа 11 окт. 1920». Этого же года профильный портрет художника (рис. 1 ), выполненный неиз­ вестным автором, но предположительно - одной из участниц Мурманской эпопеи. Изучение материалов экспедиции 1925 года на Новую Землю преподнесло нам сложную (и пока неразрешенную) задачу. Программу геоло­ гических исследований Новой Земли на 1925 год готовил П. В. Виттенбург. Академия наук прида­ вала этим исследованиям большое значение. На­ ходясь на Новой Земле еще в 1921 году, Виттенбург выяснил, что самоеды готовы предоставить оленьи упряжки и вместе с экспедицией кочевать по остро­ ву. Для отъезда все было готово, но Академия не смогла отпустить его, так как предстояло праздно­ вание ее 200-летия. Экспедицию проводила Мария Алексеевна Лаврова, будущий профессор. В собрании музея из материалов этой экспедиции представлено большое количество рисунков. Это акварели и графика, но без под­ писи художника (рис. 5-26). И только на одной из них в левом нижнем углу написано: «Новая Земля, губа Черная 3 0 /VII 25», в правом - четкая подпись «А. Бенуа». Музей не имел возможности пригласить специалиста, чтобы подтвердить или опровергнуть авторство остальных работ. Сами по себе они замечательны. Выполненные разной техникой, все работы обладают строго научным характером. Графика 1925 года выполнена и пе­ ром, и карандашом, очень тщательно, явно боль­ шим мастером3. Правда, Александр Бенуа пишет, что в 1924 году старшая дочь увезла Альберта в Париж, но даты - это как раз то, что со временем забывается. Для более точного исследования вопроса об авторстве этих работ на данный момент возмож­ ностей нет. И по доступным нам источникам не уточнить - был ли А. Н. Бенуа на Новой Земле в 1925 году? Одно не оставляет сомнений: все эти работы написаны пусть даже неизвестным, но «экспедиционным художником». tached great importance to these studies. While in Novaya Zemlya in 1921 Vittenburg found, that samoeds were ready to give reindeer teams and to move together with expedition across the island. Everything was ready for the departure but the Academy could not let him leave for expedition as celebration of its 200 -th anniversary was ap­ proaching. The expedition was guided by Maria Alekseevna Lavrova, a future professor. In the museum collection a considerable num­ ber of drawings from materials of this expedition is presented. These are water-colours and drawings but not signed by the artist (fig. 5-26). And only on one of them in the left bottom corner it is written: "Novaya Zemlya, Chernaya bay, July 30/1925", in the right one an accurate signature "A.Benois". The museum had no possibility to invite an expert to confirm or deny the authorship of the rest of works. The works themselves are really remark­ able. Performed in different techniques all works are of strictly scientific character. Drawings of 1925 are executed both in drawing pen and a pencil very carefully but obviously by a big master3. However, Alexander Benois writes, that in 1924 the senior daughter took Albert away to Paris but dates is just something that is forgotten with time. There are no possibilities at present for a more exact study of the issue on authorship of these works. And we can not specify based on sources accessible to us - whether A.N.Benois travelled to Novaya Zemlya in 1925 or not? One thing is un­ doubted, all of these works were drawn by a "true artist, even if he (she) was an unknown person.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz