Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

стали одним из самых выдающихся событий пе­ тербургского сезона, и ему же — тем, что эти вы­ ставки ежегодно удостаивались посещения как императорской четы, так и большинства членов императорской фамилии. Через Альбера наша семья лучше знакомилась с жизнью при дворе, и не столько с тамошними сплетнями и интри­ гами (к ним Альбер никогда не чувствовал ни малейшей склонности), сколько с духом и с на­ строениями, которые царили в непосредственном окружении Александра III. И нужно признать, что эта придворная жизнь, имевшая столь мало общего с традиционным представлением о вся­ ком дворе, представлялась нам как нечто весьма привлекательное в своей простоте. Живописные способности Альбера прояви­ лись еще тогда, когда он готовился быть архи­ тектором; самое исполнение программ обязыва­ ло к преодолению специфических трудностей акварельной техники. На счастье Альбера, в те времена жил и работал в России один из самых изумительных мастеров акварельной техники - миланец Луиджи Премацци (1814 —1891). Лучше­ го учителя Альбер не мог бы отыскать себе и на Западе. Теперь акварели этого миланца должны казаться старомодными... Вот с этими знаниями, со всеми «секретами», со всей „кухней акварели" Премацци и успел по­ делиться со своим лучшим учеником, с Альбером Бенуа, но ученик, преодолев трудности ученья, все же почти сразу отошел от заветов учителя, дав свободу своему темпераменту. И с каким же упоением работал Альбер! Не проходило дня вес­ ной, летом и осенью, чтобы он не делал по этюду или даже по нескольку в день. И чем эти этюды были свободнее и проще, тем они были прекрас­ нее. При этом твердые знания, приобретенные от Премацци, помогли Альберу справляться и с труднейшими задачами. Наслаждением было глядеть, как у него сразу на бумаге намечался пленивший его эффект, с какой быстротой вы­ рисовывались предметы, как ловко где нужно он пользовался не успевшим еще высохнуть местом, with life in the court, however, not so much with the court's gossips and intrigues (Alber never had a slightest propensity to them) but with the spirit and moods that prevailed in the intermediate circle of Alexander III. By the way, we should admit that life of the court, which really had little common with traditional views of any court seemed to us as some­ thing most attractive in its simplicity. Alber's aptitude for painting manifested yet when he was preparing him self for an architect career; the execution of programs obliged him to overcome the specific difficulties of water-colour technique. For Alber's luck at the time, one of the most amazing masters of water-colour technique a Milanese Luigi Premazzi (1814-1891) lived and painted in Russia. Alber couldn't have found a bet­ ter teacher in the West. In our days water-colours of this master must look old-fashioned... It was all his knowledge, all his "secrets", all "tricks of the trade" that Premazzi had time to share w ith his best disciple, Alber Benois, however, the disciple having overcome all difficulties of learning all the same diverged from his teacher's precepts, by giving free rein to his temperament. Gosh was Alber in rapture while he painted! In spring, summer and autumn he didn't live a single day without making a sketch or even a few ones in one day. And the less restricted and simpler those sketches became the more beautiful they were. At that the sound knowledge he learnt from Premazzi, helped Alber to overcome the most difficult tasks. It was a delight to see how quick he was in getting on paper right away the outlines of an effect that fascinated him, how quickly the objects appeared, how skilfully he made use of a still wet part of the drawing, while working on dry surface, when required. Everything was put in place and painted bright and so promptly that in half an hour or an hour at the most, the basic was done or outlined and Alber was already pack­ ing his "tools" and rushing away further in search of another motive. With this predisposition to grasp everything fast Alber especially managed the quickly chang- Члены экспедиции у экспедиционной «теплушки». Мурманск. 1920 Фото Members of expedition at expedition «heated goods car». Murmansk. 1920 A photo

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz