Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

отложения и каменноугольные месторождения Айсфиорда, Белзунда и острова Акселя. Посеще­ ние Арктики, ее суровая красота произвели на Павла Владимировича впечатление, взволнова­ ли его. Он понял, что мысли и сердце его теперь будут принадлежать этим далеким странам с их бескрайними просторами [Виттенбург 2003:1]. Впервые геологические исследования Коль­ ского залива Виттенбургом проводились в 1918 году. На Мурмане в этот период шли военные действия. Экспедиция обнаружила залежи желез­ ной руды у мыса Мишукова. Павел Владимирович предположил, что рудные залежи, скорее всего, простираются к Печенгскому заливу. Чтобы уста­ новить их промышленное значение, требовались специальные геологические изыскания, которые в том сезоне провести было невозможно. Эти вопро­ сы и должна была решить экспедиция 1920 года. В экспедиции было 8 человек: возглавивший отрад П. В. Виттенбург; заместитель начальника А. С. Кузнецов; помощник по геологической ча­ сти Д . Н. Алякринский (студент Географического института); инженер Н. М. Кузьмина; коллектор и секретарь М. А. Лаврова; художник А. Н. Бенуа, кухарка Е. С. Воробьева; завхоз А. А. Куклина. Дочь П. В. Виттенбурга Евгения Павловна в своей книге воспоминаний так описывает усло­ вия экспедиционной жизни 1920 года: «Принять участие в экспедиции папа предложил Альберту Николаевичу. В свои 68 лет академик живописи с удовольствием собрался в столь необычное путе­ шествие. Мурманская железная дорога предоста­ вила отряду теплушку — товарный вагон. Члены экспедиции теплушку оборудовали с максималь­ но возможным комфортом: печуркой и всем не­ обходимым для геологической работы и работы художника. Через две недели пути экспедиция прибыла в Мурманск. А. А. Куклина занялась добыванием продовольствия, так как из Петро­ града взять было нечего. Для работы получили плоскодонную моторную лодку. На буксир взяли другую лодку с экспедиционным снаряжением и частью личного состава. Исследовать надлежало Belsund and Aksel islands. Traveling to the Arctic its severe beauty made a deep impression upon Pavel Vladimirovich, excited him. He understood, that his thoughts and his heart will belong now to these far countries with their boundless open spaces [Vittenburg 2003: 1]. Vittenburg carried out geological investiga­ tion of the Kola bay for the first time in 1918. Dur­ ing this period there were military activities taking place in the region. The expedition found iron ore deposits near Mishukov cape. Pavel Vladimirovich suggested, that ore deposits most likely struck till Pechenga gulf. To determine their industrial im­ portance, special geological studies were required which were impossible to carry out during that season. The expedition of 1920 should have solved these issues. The exp ed itio n co n sisted of 8 person s: P.V.Vittenburg, who headed the group; the deputy head A.S.Kuznetsov; D.N .Alyakrinsky, assistant for geological issues (a student of Geographical in­ stitute); an engineer N.M.Kuzmina; a collector and secretary M.A.Lavrova; an artist A.N.Benois, a cook E.S.Vorobyeva; a supply manager A.A.Kuklin. P.V.Vittenburg's daughter Evgeniya Pavlovna in a book of memoirs describes the conditions of the expedition life of 1920 like this: "Dad suggested Albert Nikolaevich to take part in the expedition. At the age of 68 the academician of painting pre­ pared w ith pleasure for such an unusual travel. The Murmansk railway provided their group w ith a heated goods vehicle — a commodity car. The members of expedition equipped it with the great­ est possible comfort: a small stove and everything necessary for geological work and work of the art­ ist. After two weeks of travel the expedition arrived to Murmansk. A.A.Kuklina engaged herself in get­ ting foodstuffs for people as there was nothing to take along as food from Petrograd. For their work they obtained a flat-bottomed motor boat. They also towed another boat w ith expedition equip­ ment and a part of the expedition staff. They had to investigate the southern part of the Kola Bay Рис. 1 Неизвестный автор Портрет А. Н. Бенуа. 1920 Бумага, карандаш, сангина, 19.8x22.7 K g-1 Unknown author А. N. Benois's portrait. 1920 Paper, pencil, sanguine, 19.8x22.7 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz