Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

Пинегин Н. В. Полярная станция. 1936. Земля Франца-Иосифа Холст, масло, 66x123 (фрагмент) Pinegin N. V. Polar station. 1936. Franz Josef Land Canvas, oil, 66x123 (detail) по византийским памятникам, писал вывески... Далее в его жизни была Прага, где в Королевском театре он получил заказ на оформление оперы Мусоргского «Борис Годунов». Весной 1922 года Н. Б. Пинегин переехал в Берлин. Здесь он жил около года на средства от продажи художественных ил­ люстраций и одновременно занимался в Институ­ те мореведения. В 1923 году Пинегин возвратился в СССР при содействии Б. М. Шенфельда. На юге России и за границей Н. В. Пинегин неустанно трудился над обработкой дневника, который он вел на «Св. Фоке». Результатом этой работы стала книга «В ледяных просторах», из­ данная в Берлине в 1922 году. Это одна из лучших в мировой литературе художественных книг об Арктике, опубликованная благодаря рекомен­ дации Максима Горького, с которым Пинегин познакомился в Берлине. В 1924 году Н. В. Пинегин получил возмож­ ность продолжить работу в Арктике. Участвуя в гидрографической экспедиции на Новую Землю, он в качестве наблюдателя совершает на гидро­ плане «Ю-20», пилотировавшимся известным полярным летчиком Б. Г. Чухновским, девять небольших полетов над Новой Землей и приле­ жащей частью Карского моря. Это первые в исто­ рии самолетные ледовые разведки, впоследствии получившие столь большое развитие в Советской Арктике. Пинегин описывает их в «Записках по­ лярника». В 1928 году его даже утвердили «членом Международного общества по изучению Арктики при помощи воздушного корабля», о чем свиде­ тельствует письмо-извещение, представленное в экспозиции Музея-Архива. В 1928 году Академия наук СССР поручила Н. В. Пинегину построить на острове Большом Ляховском постоянную геофизическую станцию - первую полярную станцию в Восточно-Сибирском море. Перед тем, как взяться за это ответственное дело, Пинегин прошел основательную подготовку на аэролога в обсерватории в Слуцке под руковод­ ством профессора П. А. Молчанова. На неболь­ шой парусной моторной шхуне «Полярная звезда» diary which he conducted on "St. Foka". The book entitled "In icy spaces", published in Berlin in 1922 was the result of this work. It is one of the best in the world literature art books on Arctic regions published thanks to Maxim Gorky's recommenda­ tion w ith whom Pinegin got acquainted in Berlin. In 1924 N. V. Pinegin had an opportunity to continue his work in the Arctic regions. Partici­ pating on a hydrographic expedition to Novaya Zemlya he as an observer makes nine small flights using a hydroplane "Y u -20", w ith a known polar pilot G.Chuhnovsky over Novaya Zem lya and the adjoining part of the Kara sea. These were the first airplane ice investigations in history which subse­ quently have received such great development in the Soviet Arctic regions. Pinegin describes them in "Notes of a polar explorer". In 1928 he was even accepted "a member of the International Society on studying Arctic regions by means of airplanes" which is testified by the letter-notice presented in the exposition of the Museum-Archive. In 1928 the Academy of sciences of the USSR charged N. V. P inegin to construct on Bolshoy Lyahovsky island a permanent geophysical sta­ tion - the first polar station in the East Siberian Sea. Before undertaking this responsible business Pinegin had a thorough preparation as aerologist in an observatory in Slutsk under the guidance of professor P.A.Molchanov. Onboard a small motor schooner "N orth Star" Pinegin two times went to Novosibirsk islands: in 1927 and in 1928 when the Lyahovsky station was constructed. Nikolay Vasi­ lyevich managed it from 1928 to 1930. During his stay in Novosibirsk islands N. V. Pinegin made two big passages using dog teams: to the village Kazachye in the mouth of Yana river for foodstuffs and to the Kotelny island - w ith re­ search purposes. He came back from Novosibirsk islands on dry land because of schooner failure. Almost all the way from Bolshoy Lyahovsky island to Verkhoyansk he had to go on foot at the height of polar night w ith 50-degree frosts. This heavy passage undermined his health [Vise 1940:5-6]. The 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz