Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.
на скрыта большая образная выразительность, глубокое проникновение художника в жизнь полярной природы. Люди, хорошо знающие и любящие Север, неизменно отмечали особую типичность пинегинских пейзажных мотивов, что свидетельствует о большой наблюдательно сти художника, о его незаурядной способности к обобщению. Стремясь правдиво передать суро вый и мужественный характер природы Арктики, Пинегин прибегал к очень скупым и лаконичным средствам художественного выражения. Его ком позиции просты, рисунок четок и лаконичен. Ко лорит лучших этюдов отличают приглушенность цветовой гаммы, тонкость разработки оттенков, обусловленные сдержанной окраской всей при роды Севера. В ряде этюдов есть очень тонкие наблюдения над колоритом северной природы; как известно, своеобразие северного пленэра за ключается в стирании граней тонов и полутонов, в отсутствии ярких цветовых контрастов, а также в том, что дальние планы здесь подчас бывают видны яснее и четче, чем ближние; все эти осо бенности мы можем увидеть в этюдах Пинегина» [Ефимов 1959: 6-8]. В связи с обстоятельствами военного времени (Первая Мировая война) Н. В. Пинегин поступил художником-историографом в Историческую часть Черноморского флота. В 1917 году Нико лай Васильевич приехал в длительный отпуск в Петроград, где он от Академии художеств и художественных обществ был выбран в 1-й Со вет рабочих, крестьянских и солдатских депута тов. В этом же году он выставил 13 своих картин на весенней выставке в Академии художеств. За эти работы Пинегину присуждается премия им. А. И. Куинджи [Ефимов 1959: 9]. По возвращении из Петрограда Пинегин про должил работать художником-историографом при штабе Черноморского флота. В 1918 году он заведовал художественной студией в Симфе рополе. После захвата Крыма армией Деникина, Н. В. Пинегин в 1920 году выехал за границу в Константинополь, где работал грузчиком, гидом modest and laconic means of art expression. His compositions are simple, the drawing is distinct and laconic. The coloration of his best sketches is distinguished by the softened colour scale, subtlety of shades elaboration, due to reserved colouring of the entire nature of the North. In a number of sketches there are very fine observations of the coloration of the northern country; as known, the originality of northern open-air consists in deleting the edges of tones and semitones, in the absence of bright colour contrasts, and also that distant plans here sometimes are seen more clearly and more accurately, than the near ones; we can see all these features in Pinegin sketches" [Efimov 1959: 6-8]. In connection with circumstances of wartime (World War I) N. V. Pinegin became an artist-his- toriographer in the Historical group of the Black Sea Navy. In 1917 Nikolay Vasilevich arrived for a long holiday to Petrograd where he was elected from the Academy of Arts and Art societies to the 1st Soviet of Worker, Peasant and Soldier depu ties. The same year he displayed 13 paintings at the spring exhibition in the Academy of Arts. For these works Pinegin was awarded A. I. Kuindzhi Prize [Yefimov 1959: 9]. Upon returning from Petrograd Pinegin con tinued to w ork as artist-historiographer in the staff of the Black Sea navy. In 1918 he managed an art studio in Simferopol. After the Crimea was occupied by Denikin army and N. V. Pinegin went abroad in 1920 to Constantinople where worked first as a loader, a guide in Byzantian monuments, w rote signboards ... Later he moved to Prague where at the Royal theatre he was given an order to make decoration work for an opera by Musorg- sky "Boris Godunov". In spring, 1922 N. V. Pinegin moved to Berlin. There he lived for about one year on the money from sale of art illustrations and was simultaneously engaged at Oceanography Insti tute. In 1923 Pinegin came back in the USSR with assistance of M.Shenfeld. In the south of Russia and abroad N. V. Pi negin indefatigably worked on deciphering of a Пинегин H. B. Обнаженные скалы. 1912-1914. Холст, масло, 15.8x38 (фрагмент) Pinegin N. V. Bare rocks. 1912-1914 Canvas, oil, 15.8x38 (detail)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz