Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

Н. В. Пинегин Н. В. в каюте «Св. Фоки». 1912 Фото N. V. Pinegin N. V. in a cabin of "St. Foka". 1912 A photo ливший «Св. Фоке» в отсутствии угля пробиться через льды к мысу Флора. В конце зимы 1914 года участники экспедиции жестоко страдали от цин­ ги. Н. В. Пинегин - один из немногих на судне, чей организм не поддался этой болезни. И он смог изо дня в день ходить на полынью стрелять птиц, чем спас многих членов экспедиции от гибели. По свидетельству В. Ю. Визе, Николай Васи­ льевич во время экспедиции был самым близким Г. Я. Седову человеком. Открытый и горячий ха­ рактер, неутомимая энергия и непоседливость Пинегина нравилась Седову [Визе 1940:3-4]. При составлении новой карты северо-западного по­ бережья Новой Земли Г. Я. Седов назвал в честь своего друга два географических объекта: остров Пинегина (западный из двух южных Крестовых островов) и мыс Пинегина (западный входной мыс в залив Иностранцева). Закончив обучение в Академии художеств Санкт-Петербурга, Николай Васильевич выставил на весенней выставке 1916 года 58 этюдов, сде­ ланных на Новой Земле и Земле Франца-Иосифа во время «седовской» экспедиции - «Полярную коллекцию». Многие из его работ были в разное время приобретены музеями и имеются в частных собраниях [Ефимов 1959: 8-9]. Во вступительной статье к каталогу ленин­ градской выставки Н. В. Пинегина 1959 года П. П. Ефимов написал: «Эподы, выполненные Пинеги- ным в экспедиции Седова, принадлежат к лучше­ му из всего того, что было написано художником на материале Арктики за все годы его творческой жизни. <... > В ряде этюдов можно видеть, как ху­ дожник с большим интересом рассматривает и изучает игру света на поверхности льда и снега: лед сверкает и переливается в лучах весеннего солнца, и художник любуется этим удивитель­ ным богатством и разнообразием цветовых от­ тенков. < ...> В пейзажных этюдах из „Полярной коллекции" перед нами встает цельный образ природы Арктики — суровой, величественной, полной своеобразной красоты. За внешней про­ стотой и непритязательностью этюдов Пинеги- A ccording to V.J.Vize recollections Nikolay Vasilevich was the closest person to G.Y.Sedov. Sedov liked an open and ardent character, tireless energy and restlessness of Pinegin [Vise 1940: 3-4]. Whe compiling a new map of the northwest coast of Novaya Zemlya G.Y.Sedov named two geographi­ cal entities in honour of his friend: Pinegin island (west of two southern Krestovye islands) and Pi­ negin cape (the western entrance cape in the gulf of Inostrantsev). Having finished his studies at the Academy of Arts of St.-Petersburg Nikolay Vasilyevich dis­ played at the spring exhibition of 1916 58 sketches made on Novaya Zemlya and Franz Josef Land during the time of "Sedov" expedition - "the Po­ lar collection". Many of his works were at various times acquired by museums and some are in pri­ vate collections [Yefimov 1959: 8-9]. In his introductory article to the catalogue of Leningrad exhibition of N. V.Pinegin in 1959 P.P.Efimov wrote: "Sketches executed by Pinegin in Sedov's expedition, belong to the best of all that was painted by the artist on the material of Arctic regions for all years of his creative life. < ...> in a number of sketches one can see how the artist considers and studies with great interest the light game on the ice and snow surface: the ice sparkles and shimmers in the beams of the spring sun, and the artist admires these surprising treasures and the variety of colour shades. < ...> in landscape sketches from "polar collection" there is an inte­ gral image of the nature of Arctic regions before us severe, majestic, full of original beauty. Behind the external simplicity and unpretentiousness of Pinegin's sketches the great figurative expressive­ ness, deep penetration of artist into life of the polar nature are hidden. People who know well and love the North, invariably noted a special typical charac­ ter of Pinegin landscape motives which testifies to the great observation ability of the artist, to his un­ common ability to generalisation. Seeking to truth­ fully render the severe and courageous character of the Arctic regions nature, Pinegin resorted to very 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz