Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

с топографической точностью. В правом углу рисунка, изображающего гору Матюшев камень (рис. 3), расположены четыре человеческие фи­ гуры. Крайняя фигура, сидящая лицом к зри­ телям - несомненно, сам К. М. Бэр, Остальные, надо полагать - члены экспедиции. Идущее под парусами двухмачтовое судно (рис. 4) - шхуна «Кротов», запечатленная Редером на фоне горы Носилова. На рис. 5 изображена семья новоземельских ненцев в традиционной одежде на фоне чума. Антрополога и этнографа Бэра, конечно же, инте­ ресовало население Новой Земли. Надо отметить, что художнику Редеру, в отличие от пейзажей, не очень удавались человеческие фигуры. Одежды же выписаны с этнографической достоверностью. Покрой малицы: без капюшона, с круглым во­ ротником, - говорит о том, что это, скорее, ненцы западные: канинские или колгуевские. Женщи­ на изображена в ягушке (панице) - это верхняя зимняя одежда, которая, в отличие от мужской, имеет разрез спереди. Ягушка оторочена мехом песца и украшена разноцветным сукном. Этот тип одежды был распространен у западных групп ненцев, в основном, в Канинской и Тиманской тундрах. Сейчас ягушку уже не шьют, она сохра­ няется только у старшего поколения; считается старинной и нарядной. В музейной коллекции литографий Но­ вой Земли есть работа, на которой изображен Варангер-фиорд1 - с особенным лабиринтом, в центре которого расположен большой стоячий камень. В выходных данных работы указание есть только на типографию. По месту, изображенному на рисунке, он мог быть сделан во время экспеди­ ции К. М. Бэра и А. Ф. Миддендорфа21840 года в Лапландию. Манера исполнения и акварельная раскраска, а также написание человеческих фигур очень похожи на новоземельские работы Редера. С большой тщательностью выписана архитекту­ ра саамского традиционного жилища: покрытые дерном вежи, амбары, куваксы (временные саам­ ские жилища). Изображены две фигуры, стоящие ship (fig. 4) is "Krotov" schooner drawn by Reder against the Nosilov mountain. Fig. 5 shows a Nenets family of Novaya Zemlya in their traditional clothes against a hut of reindeer skins. Being anthropologist and ethnographer Ber was certainly interested in the population of Novaya Zemlya. It should be noted, that artist Reder unlike his landscapes didn't succeed in rendering human figures. Clothes are drawn with ethnographic ac­ curacy. The cut of jumper: without a hood, with a round collar, is the evidence of the fact, that, more likely, they were western Nenets: either Kanin ones or Kolguyev ones. The woman wears a yagushka (a panitsa), a kind of outer winter clothes which unlike man's has a cut in front. Yagushka is welted with fur of polar fox and is decorated with a multi-coloured cloth. This type of clothes was quite commonly used by the western groups of Nenets basically in Kanin- sky and Timansky tundra. Nowadays, yagushka is not sown any more, it remains only an older genera­ tion clothes; it is considered ancient and elegant. The museum collection of lithographs of Novaya Zemlya includes a work which presents Varangerf- jord1- with a especial labyrinth in which centre a big standing stone is located. The date-line of the work only has printer's imprint. Judging by the place pre­ sented in the drawing it could have been made dur­ ing K.M. Ber and A.F.MiddendorP expedition of 1840 to Lapland. The hang of the artist and water-colour coloration, as well as the presentation of human fig­ ures look very much like Novaya Zemlya works by Reder. With great accuracy the architecture of Saami traditional dwelling is drawn: vezhas covered with turf, barns, kuvaksas (temporary Saami dwellings). Two figures standing by the stone wearing traditional Saami clothes (including, the footwear with turned- up toes), two others wear military uniform similar to the Russian one. In this expedition too Ber intended to visit Novaya Zemlya. Weather prevented him to do this: they had continuous head winds blowing. In order to avoid losing time convenient for studies they went in the opposite direction to the West. They stopped l Варангер-фиорд (Варяжский залив) - залив в Ба­ ренцевом море, между российским полуостровом Рыбачий и норвежским полуостровом Варангер. Самый восточный фиорд Норвегии. Образует хорошие гавани и замерзает только в самые су­ ровые зимы, благодаря Гольфстриму. На заливе расположены норвежские порты Варде и Вадсе. Varanger-fjord (Varangian bay) - a bay in Barents sea, between the Russian peninsula of Rybachy and a Norwegian peninsula of Varanger. The Norway's easternmost fjord. Offers good harbours and is only frozen on the most severe winters, thanks to Gulfstream. In the bay, Norwegian ports of Vardoe and Vadsoe are located. 2 Мидцендорф Александр Федорович (1815-1894) - русский естествоиспытатель, путешественник. В 1840 году с К. М. Бэром совершил путешествие на Кольский полуостров. Исследовал Понойский берег, остров Кильдин, Вайда-губу. В 1870 году подтвердил выводы Ф. Ф. Яржинского о суще­ ствовании у берегов Мурмана течения теплых вод. В фондах Музея-Архива есть личные вещи А. Ф. Миддендорфа, в том числе медная адмирал­ тейская чернильница в форме яйца. Middendorf Alexander Fedorovich (1815-1894) - a Russian naturalist, traveller. In 1840, together with К. M. Ber he made a journey to the Kola Peninsula. He investigated Ponoy coast, Kildin island, Vaida- bay. In 1870 he confirmed the conclusions of F. F. Yarzhinsky about presence of a warm water currentnext to Murman coast. The Museum -archive has some personal belongings of A.F.Middendorf in its funds, including a copper Admiralty egg-shaped ink-pot.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz