Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.
Редер Деревня Пялица, в Русской Лапландии. 1837 Литография, 21.7x38.4 (фрагмент) Reder Village of Pyalitsa, in Russian Lapland. 1837 A lithograph, 21.7x38.4 (detail) зыву исследователя Новой Земли А. И. Толмачева, они настолько точно воспроизводят картины при роды арктического архипелага, что не лишены и сейчас естественнонаучного значения. Они бесспорно интересны для истории науки, как изображения Новой Земли, воспроизведенные во времена, когда отсутствовала фотография, очевидцем-художником под наблюдением круп нейшего естествоиспытателя Бэра. Наконец, нель зя отказать им, по отзывам компетентных лиц, и в чисто художественной ценности [Соловьев 1934: 3]. Эго весьма характерные для раннего периода литографской техники работы с авторской аква рельной окраской. Произведения представляют собой прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи, несомненно, свидетельствующие о не заурядном даре опытного художника-пейзажиста. В коллекции музея имеется 5 рисунков из этого альбома. Четыре из них - в авторской раскраске. Особенно интересна работа «Деревня Пяли ца в Русской Лапландии» (рис. 1). По мнению спе циалиста по литографии П. Е. Корнилова, работа должна была бы занять место в ряду литографий Русского музея [Соловьев 1934:18]. М. М. Соловьев в книге «Бэр на Новой Земле» так описывает эту работу: «Суда стали на якорь у деревни Пялицы, расположенной в юго-восточной части Кольского полуострова, изображенной Редером на исключи тельном по передаче настроения листе. Раскраска его обращает внимание удивительной мягкостью. Архитектурный пейзаж, кресты, погосты, обры вистый берег и пр. прекрасно дают понятие об этом уголке» [Соловьев 1934: 18]. К сожалению, именно этот лист представлен в собрании музея без авторской раскраски, но это не умаляет его привлекательности. Географические ландшафты Новой Земли за печатлены на трех работах: вид на западный берег перед входом в пролив Маточкин Шар (рис. 2); гора Матюшев Камень - вход в губу Серебрянку (рис. 3); южный берег Маточкина Шара, в центре - гора Носилова (рис. 4). Все работы выполнены importance. They are undoubtedly interesting to the history of science, since images of Novaya Zemlya were reproduced in the period when photography still was not invented, by an eyewitness-artist under supervision of an outstanding scientist Ber. After all, according to competent specialists they also present significant artistic value [Solovyev 1934: 3]. These are works rather characteristic for the early period of lithography technique with author's water-colour colouring. The drawings are perfectly developed, finely executed landscapes, undoubt edly, testifying to a remarkable gift of a skilled landscape artist. There are five drawings from this album in the museum collection. Four of them are coloured by the author. Of special interest is the work "A village of Pyalitsa, in Russian Lapland" (fig. 1). According to P.E.Kornilova, a lithography expert, the work should take place among lithographs of the Russian museum [Solovyev 1934: 18]. M.M.Solovev in his book "Ber in Novaya Zemlya" describes this work as follows: "Ships berth at the village of Pyalitsa located in the southeast part of the Kola peninsula represented by Reder on sheet exclusive for rendi tion of mood. Its colouration attracts attention by its surprising softness. The architectural landscape, crosses, country churchyards, steep coast and etc. give a perfect idea of this nook" [Solovyev 1934: 18]. Unfortunately, this sheet is presented in the museum collection without the author's colouration but it does not belittle its appeal. Geographical landscapes of Novaya Zemlya are presented in three works: a view of the western coast before the entrance to Matochkin Shar strait (fig. 2); Matyushev Kamen mountain - the entrance to Serebryanka bay (fig. 3); southern coast of Matoch kin Shar, in the centre- Nosilov mountain (fig. 4). All works are executed with topographic accuracy. In the right corner of the drawing representing the Matyushev Kamen mountain (fig. 3), four persons are drawn. The extreme figure sitting with face to spec tators is doubtless, K.M. Ber himself, the others are presumably members of expedition. The two-mast
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz