Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

У экспедиционных художников - особая пси­ хология. Создавая изобразительные тексты, они всегда пытаются совместить информационную емкость (точность в изображении ландшафта, ат­ мосферы, культурного быта) с художественным видением. В этом контексте особый интерес пред­ ставляют этюд В. В. Чарнолуского «Полуночное солнце вЛапландии» (см. рис. 67) и объяснитель­ ная записка к нему, составленная самим автором (хранится в фондах Музея-Архива). В записке Чарнолуский определяет, прежде всего, цели и задачи создания рисунка: «Сохра­ нить или дать представление об июньской ночи на Кольском п/о, когда полуночное солнце стоит над горизонтом, на самом севере <...>, дать синте­ тическое представление о географическом ланд­ шафте горной тундры Мурмана, дать наглядный материал к толкованию буквального значения слова тундра, термина саамского происхождения (слово tundr), точно обозначающего плоскую вер­ шину горы (вараки) свободной от леса и заросшей ягелем. <... > Изобразить возможно правдивее гу­ стоту озерной и речной глади, при которой зер­ кало вод занимает чуть ли не больше половины земной поверхности, а при болотах едва ли не сплошь всю землю». Далее Чарнолуский описывает природные явления и этнографические объекты, запечатлен­ ные на этюде: «На таких вараках <...> показано характерное явление выветривания. Валуны на­ ходятся на площадке, с которой ветер обнажает из-под ягеля и от почвы материнские породы - граниты, гнейсы и т. п. Лапландия, открывающая­ ся на этюде, одновременно является картиной са­ амской (лопарской) дороги. Она проходит зимой по озеру и дальше по реке на север. Признаками дороги являются <.. .> так называемые tuppe, т. е. дорожные знаки в виде камней. Один из таких камней поставлен на валу, другие виднеются на вершинах гор - той, что вправо и дальше за <.. .> озером. <... > На мысочке при выходе реки из озер­ ка расположено промысловое место саамов. При желании оно может быть нанесено на карту». The expedition artists have a special psychol­ ogy. When they create graphic texts they always try to combine the information capacity (accuracy in description of a landscape, atmosphere, cultural life) with art vision. In this context of special inter­ est is V.V. Charnolusky's sketch "Midnight sun in Lapland" (see fig. 67) and the explanatory note to it made by the author (stored in the Museum-Archive funds). In his note Charnolusky determines, first of all, the purposes and problems of creating a drawing: "to keep or give an idea about a June night in the Kola peninsula when the midnight sun is above horizon, in the north <.. .> to provide a synthetic insight about the geographic landscape of the mountain tundra of Murman, to give a visual material for interpretation of the literal meaning of the word tundra, a term of Saami origin (the word tundr), precisely designat­ ing a flat top of a mountain (varaka) forest-free and grown with reindeer moss. <...> to represent as true as possible the density of lake and river smooth surface in which water occupies almost more than half of terrestrial surface, and near bogs probably the entire earth". Further on Charnolusky describes natural phe­ nomena and ethnographic entities represented in the sketch: "On such varakas <...> the characteristic phenomenon of weathering is seen. Boulders are on a platform on which the wind exposes from under the moss and soil the bed rocks - granites, gneisses, etc. Lapland represented in the sketch is at the same time a picture of Saami (Lappish) road. It passes in the winter on the lake and further on by the river to the north. The signs of the road are <...> so-called tuppe, i. e. road stone marks. One of such stones is put on the bank, others can be seen on mountain tops - of the one which is on the right and farther behind <...> the lake. <...> On a little cape at the junction of river and lake there is Saami's fishery site, which can be marked on the map if needed". In his note he provides geographic coordinates of the presented site: "The area, which includes the given landscape, is situated in the region, adjacent Рис. 65 Чарнолуский В. В. Полуночное солнце в Лапландии. 1920-1930-е гг. Бумага, акварель, 34*56 Fig. 65 Charnolusky V. V. Midnight sun in Lapland. 1920-1930-ies. Paper, water-colours, 34x56 i6q

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz