Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

Уникальность созданной В. В. Чарнолуским графической хроники жизни экспедиций не подлежит сомнению. Сложно представить более яркий и полноценный «срез» экспедиционной субкультуры 1920-х годов в ее этнографическом варианте. Кстати, те годы, до идеологического погрома в начале 1930-х годов, - это период рас­ цвета российской этнографии, находившейся в методологическом отношении на переднем крае мировой науки. С этим связаны и творческий за­ пал, и повышенная профессиональная рефлек­ сия, породившие феномен визуальной «экспе­ диционной энциклопедии». Врисунках Чарнолуского изображение совме­ щается со словесным комментарием-толкованием. С одной стороны, это действительно похоже на ко­ миксы. С другой - уровень обобщения достаточно велик, что позволяет увидеть в рисунках признаки старого жанра эмблемы, в которой изображение тоже сочеталось с толкованием. Именно эмблема- тичность делает альбом рисунков Чарнолуского своего рода словарем экспедиционной тоники. Субкультура экспедиций существовала и до 1920-х годов, хотя довольно плохо выявлена и осмыслена. Вдневниках и этнографических очер­ ках XIX - начала XX века мы находим косвенные упоминания о ней: байки и анекдоты, описания экспедиционного быта, упоминания о карикатурах и даже пародийных газетах. После 1930-х годов суб­ культура «поля» продолжала существовать, хотя и испытывала серьезные изменения под гнетом идео­ логии. В полевых дневниках, подлежащих сдаче в архив, участники экспедиций перестали фиксиро­ вать экспедиционную повседневность - как бы чего не вышло. Профессиональное предание перешло, в основном, в устное бьггование. Понимание историко-культурной ценности не только результатов, но и самого феномена экс­ педиций возвращается только в последние годы: публикуются сборники фольклора экспедиций, исследуются речевые и поведенческие практики. В этом контексте уникальный альбом рисунков Чарнолуского сыграет немалую роль в построении истории экспедиционной субкультуры. The unique character of graphic chronicle of ex­ peditions' life created by V.V.Chamolussky is beyond any doubt. It is rather difficult to imagine a brighter and a full-valued "facet" of expedition subculture of the 1920-ies, presented as an ethnographic option. By the way, those years, prior to the ideological "pogrom" in the early 1930-ies - were the golden age for the Rus­ sian ethnography, which in terms of methodology was then at the forefront of the world science. Hence, both creative ardor and the higher than usual professional introspection, which engendered the phenomenon of visual "expedition encyclopedia". In Charnolussky's drawings, images are com­ bined with the verbal comment - explication. On the one hand, they really look like comics. On the other, the communication level is high enough, which allows us to see in his drawings some signs of an old genre of emblem where image also blended well with interpreta­ tion. It is exactly the emblematic character, which turns the album of Charnolussky's drawings into a kind of vocabulary of expedition topics. The subculture of expeditions had existed prior to the 1920-ies, although it is still poorly traced and conceptualized. We can find indirect allusions to it in diaries and ethnographic essays of the XIX - early XX centuries: fables and yarns, descriptions of expe­ dition life, mentions of caricatures and even parody newspapers/posters. After the 1930-ies, the subculture of the "field" still existed, although it underwent im­ portant changes as a result of the ideology oppression. The expedition participants stopped registering their expedition routine facts in their field diaries, which were subject to be handed over to archives - fearing "it will come to no good". The professional tradition basically transformed to the speech one and was partly registered in strictly personal notes. The understanding of historical-cultural value of both the results and the phenomenon ofexpeditions has been coming back only in the recent years: expeditions' folklore collections are being published, speech and behavioral practices are being studied. In this context the unique album of Charnolussky's drawings is go­ ing to play a significant part in the construction of the expedition subculture history.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz