Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

Рис. 49. Fig. 49. Рис. 49 Троица едина, неделима и первобытна иже воплотишася в чукче, этнографе, первобытном студенте и блуждающа во век. 25(28)/I I I 1932 Fig. 49 Trinity is one, indivisible and pristine and you'll be incarnated in a Chukchi, ethnographer, primitive student and will roam about till the end of time. 25(28)/III 1932 На рисунке В. В. Чарнолуский конструирует своего рода пародийно-карикатурную «икону» (или герб) этнографии, в состав которого входят: этнограф-профессионал, студент, очевидно, в роли ассистента и ученика (не очень понятно, почему он назван «первобытным») и чукча как представитель и символ изучаемой этнографа­ ми культуры. При всей комичности изображе­ ния смысл его достаточно серьезен - это главные участники коммуникации в пространстве по­ левого исследования. Возникает вопрос: почему предмет этнографии олицетворяет чукча, а не лопарь и не самоед (народы, хорошо знакомые Чарнолускому как этнографу)? В 1930-е годы «чукча» еще не бьиі известен как персонаж анекдотов, зато мог быть вполне символом отечественной этнографии как науки. В. Г. Богораз (1865 - 1936), один из основополож­ ников русской и советской этнографии, общепри­ знанный мэтр в исследованиях коренных народов Севера и Сибири, знаменит прежде всего своими (ставшими классическими) исследованиями язы­ ка, материальной и духовной культуры чукчей. В 1920-1930-е годы его труды, несомненно, счи­ тались образцовыми и определяли методологию этнографической науки в целом. Мало того, В. Г. Богораз был учителем Чарнолуского по Гео­ графическому институту. Интересны авторские характеристики этно­ графической «Троицы». К свойствам, восходящим к христианским представлениям («единство» и «неделимость») Чарнолуский добавляет «перво­ бытность», что может указывать как на извест­ ную ретроспективность этнографии, так и на ее глубокие корни как типа знания. «Троица» - «блуждающа во век». Для Чарнолуского, профес­ сионального полевика, понятия «этнография» и «экспедиция» неразделимы. Кочевники-чукчи и кочевники-этнографы соединяются в одном веч­ ном блуждании - путешествии в пространстве и во времени. In the drawing V.V. Charnolusky designs some kind of parody-comical "icon" (or the arms) of the ethnography which structure comprises: an ethnog- rapher-professional, a student obviously in the role of assistant and the pupil (it is not quite clear why he is called "primitive") and a Chukchi as the repre­ sentative and symbol of culture studied by ethnog­ raphers. With all humour of the image its sense is serious enough —these are the main communication participants in the space of a field-study. A question arises: why the ethnography subject is personified by a Chukchi instead of Saami or Samoved (the peoples well known to Charnolussky as ethnographer)? In 1930-ies a "Chukchi" was not known yet as a character of jokes but could be quite a good symbol of domestic ethnography as a science. V.G.Bogoraz (1865 - 1936), one of the founders of the Russian and Soviet ethnography, the generally recognized mas­ ter in researches of native people of the North and Siberia, is well-known first of all for his (becoming classical) studies of language, and material and spiri­ tual culture of Chukchi. In 1920-1930-ies his works, undoubtedly, were considered as a model and de­ fined the methodology of the ethnographic science as a whole. Besides, V.G.Bogoraz used to be a teacher of Charnolussky at the Geographical institute. Author's characteristics of ethnographic "Trin­ it}’" are of interest. To the properties which go back to Christian ideas ("unity" and "indivisibility") Charnolussky adds "primitiveness" which can be indicative both of the certain retrospective character of the ethnography, and of its deep roots as a type of knowledge. "Trinitv" is "roaming for ever". For Charnolussky, a professional field-researcher, the concepts of "ethnography" and "expedition" are in­ separable. Nomads-chukchi and nomads-ethnogra- phers get together in one eternal wandering - travel in space and in time.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz