Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.
Рис. 22. Fig. 22. Рис. 22 Эвмория (надпись в левом верхнем углу: «Семжа») Fig. 22 Eumoria (written in the top left corner : "Semzha") Баня в любой экспедиции - всегда праздник, особенно на Севере, где коренные народы бань традиционно не имели. Чарнолуский вспоминает в своей книге: «Бане <.. .> я так обрадовался, что мне захотелось немедленно, сейчас же, искупаться в ней, что я и сделал с большим удовольствием. При этом я вспомнил, какие муки пришлось пере носить, странствуя по озерам и в лесах, где о банях никто не помышлял» [Чарнолуский, 1972: 246]. Слово «эвмория» с трудом поддается толко ванию. По смыслу оно явно близко к «эйфории». Может быть, это образец экспедиционного сло вотворчества по греческому образцу: «эу (эв)» в переводе с греческого - благо; «морос» - глупый, неразумный. Возможно слово «эвмория» букваль но означает «благоглупость». Кстати, некоторые этимологи возводят глагол «сморозить» (и фра зеологизм «сморозить глупость») к семинарист- скому жаргону и, соответственно, к греческому слову. Правда, данная версия не признается большинством ученых достоверной. В углу, под банным полком на рисунке сидит некое лохматое существо. Скорее всего, это банник (банный хозя ин) - нечистый дух, обитающий в бане, согласно народным представлениям. Рассказы о банниках широко бытуют на Русском Севере и вполне мог ли быть услышаны этнографами. Bath in any expedition is always a holiday, espe cially in the north where the native people tradition ally had no baths. Chamolusky recollects in the book: " I was so delighted <... >to have Bath, that I wanted to bathe in it immediately, which I did with great pleasure. Thus I have recollected, what torments should have been endured when wandering along lakes and in woods where nobody thought of baths" [Charnolusky, 1972: 246]. The word "eumoria" is hardly subject to inter pretation. In its sense, it is obviously close to "eu phoria". Perhaps it is an example of expedition word creation and derivation activity based on a Greek example: "eu (ev)" means "blessing" in Greek; "mo res" means silly, unreasonable. The word "eumoria" might literally mean a foolish thing done with serious look. By the way, some etymologists derive the verb to "smorozit" (to tell nonsense) (and the phraseologi cal unit "smorozit glupost" (to tell a stupid thing) to the seminarian slang and accordingly to a Greek word. However, this version is not acknowledged authentic by the majority of scientists. In the corner, under the bath shelf in the drawing there is a certain shaggy being sitting. Most likely it is a "bannik" (the bath owner) - an evil spirit living in a bath according to national representations. Stories about "banniks" can be often found in the Russian North and ethnog raphers could just hear them. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz