Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.

Рис. 22. Fig. 22. Рис. 22 Эвмория (надпись в левом верхнем углу: «Семжа») Fig. 22 Eumoria (written in the top left corner : "Semzha") Баня в любой экспедиции - всегда праздник, особенно на Севере, где коренные народы бань традиционно не имели. Чарнолуский вспоминает в своей книге: «Бане <.. .> я так обрадовался, что мне захотелось немедленно, сейчас же, искупаться в ней, что я и сделал с большим удовольствием. При этом я вспомнил, какие муки пришлось пере­ носить, странствуя по озерам и в лесах, где о банях никто не помышлял» [Чарнолуский, 1972: 246]. Слово «эвмория» с трудом поддается толко­ ванию. По смыслу оно явно близко к «эйфории». Может быть, это образец экспедиционного сло­ вотворчества по греческому образцу: «эу (эв)» в переводе с греческого - благо; «морос» - глупый, неразумный. Возможно слово «эвмория» букваль­ но означает «благоглупость». Кстати, некоторые этимологи возводят глагол «сморозить» (и фра­ зеологизм «сморозить глупость») к семинарист- скому жаргону и, соответственно, к греческому слову. Правда, данная версия не признается большинством ученых достоверной. В углу, под банным полком на рисунке сидит некое лохматое существо. Скорее всего, это банник (банный хозя­ ин) - нечистый дух, обитающий в бане, согласно народным представлениям. Рассказы о банниках широко бытуют на Русском Севере и вполне мог­ ли быть услышаны этнографами. Bath in any expedition is always a holiday, espe­ cially in the north where the native people tradition­ ally had no baths. Chamolusky recollects in the book: " I was so delighted <... >to have Bath, that I wanted to bathe in it immediately, which I did with great pleasure. Thus I have recollected, what torments should have been endured when wandering along lakes and in woods where nobody thought of baths" [Charnolusky, 1972: 246]. The word "eumoria" is hardly subject to inter­ pretation. In its sense, it is obviously close to "eu­ phoria". Perhaps it is an example of expedition word creation and derivation activity based on a Greek example: "eu (ev)" means "blessing" in Greek; "mo­ res" means silly, unreasonable. The word "eumoria" might literally mean a foolish thing done with serious look. By the way, some etymologists derive the verb to "smorozit" (to tell nonsense) (and the phraseologi­ cal unit "smorozit glupost" (to tell a stupid thing) to the seminarian slang and accordingly to a Greek word. However, this version is not acknowledged authentic by the majority of scientists. In the corner, under the bath shelf in the drawing there is a certain shaggy being sitting. Most likely it is a "bannik" (the bath owner) - an evil spirit living in a bath according to national representations. Stories about "banniks" can be often found in the Russian North and ethnog­ raphers could just hear them. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz