Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.
ЬАсьѴѴлЛ-Ѵѵ Нчз О , H \ i T> a U ^ ' ,jTo£^J2_t, Cj о л OAA^fs u •'l К і^іГч- ^ '-с '-( Ш ^ L u u i $ ~ С ь , м Ъ о - Л U С Г Ы ^ l j£ v u ( ^ < U U - i ; Рис. 14 После долгих и утомительных поисков «Хейси» б ь т найден, но вместо чая и отдыха они увидели: ... 17/ІХ (надпись в ле вом верхнем углу: «Канин Нос. Тонкой») Fig. 14 After a long and tiresome search "Heissi" was found, but instead of tea and rest they saw ... 17/IX (written in the top left corner: "Kanin Nos. Tonkoi") Рис. 14,15,16. Серию из трех рисунков можно условно озаглавить «Поиски „хейсе"». В прибалтийско- финской мифологии Хийси - лесной дух, вели кан, черт. В поздних финских мифологических сюжетах - это привидение, дух умершего, появ ление которого предвещает смерть, или великан. Наблюдается тенденция к употреблению име ни Хийси как обозначения злого духа вообще. Ему посвящались огромные каменные валуны, каменные кучи (так называемые «сады Хийси»), Вполне вероятно, что слово «хейсе» в данном кон тексте на подписях к рисункам —это искаженное «хийси», и Чарнолуский - студент-этнограф - ис пользовал его для обозначения злого духа, а также связанного с ним священного места, на поиски которого были направлены усилия участников экспедиции. Помимо широко известных у ненцев святи лищ (остров Вайгач и озеро Нум-то) в тундрах полуострова Канин были разбросаны небольшие жертвенные места, принадлежащие либо одному роду, либо отдельным семьям, кочевавшим в дан ном районе. Жертвенники часто располагались возле камня какой-нибудь особой формы. На рис. 14 Чарнолуский схематично изобра зил атрибутику подобного жертвенного места: кости оленей, ограждение, небольшую антропо морфную фигурку идола... Но в центре нахо дится огромный кукиш! Полевики старательно зарисовывают и обмеряют найденный объект. С одной стороны, Чарнолуский подсмеивается над фанатизмом этнографов-неофитов, готовых ис следовать что ни попадя, лишь бы это нечто, хотя бы по предположению, относилось к изучаемой культуре. С другой стороны, рисунок метафо рически изображает обычную экспедиционную коллизию: ищешь-ищешь, работаешь-работаешь, а получаешь вместо результата - фигу! Конечно, как всегда уверяют мэтры-полевики: «Отрица тельный результат - тоже результат», но студен тов обычно это мало утешает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz