Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.
Рис. 12,13. ^ - 4 £ £ . П & 1 л £ С і.Р Л / / / , [O Q jpu v p ^AU A^L ^ A A ( u 0 '(V L 4*J U 4 f P o rL( % К ' :У Рис. 12 Чиновники по описи оленей. Володя переводит с самоедск.: «Бери что хочешь только оленей не трогай». В. В.: «Спекуль нем?» (надпись в левом верхнем углу: «Канин Нос») Fig. 12 Officials distrain reindeer. Volodya translated from Samoyedic.: "Have whatever you want, but don't touch the reindeer". V.V.: "Shall we gamble?" (written in the top left comer: "Kanin Nos") Полевики (этнографы, антропологи, фоль клористы) часто воспринимались коренным на селением Севера как выходцы из «другого мира». Ситуация хорошо знакома по приключенческой беллетристике: аборигены (Африки, Австралии или Америки) видят в попавших к ним героях- европейцах или божеств, или демонов. Вроссий ской реальности XIX - начала XX века народы Севера и Сибири окружали экспедиции разными тревожными слухами. Канинской поездке 1922 года тоже предшествовала знаменательная исто рия, о которой, очевидно, знали Чарнолуский и В. Я. В. В 1877 году полуостров Канин по поруче нию Комитета Московской антропологической выставки посетил Н. Ю. Зограф «для сбора мате риала по антропологии и этнографии самоедов». Исследования Зографа возбудили недоверие местных жителей, так как «некоторые самоеды привели начатые Н. Ю. Зографом сбор черепов из халмер (гробниц), измерения людей и снимание гипсовых масок в связь с появившейся на Канине эпидемией на оленях. Многие самоеды полагали также, что их меряют для того, чтобы отдать в солдаты» [Житков 1904:11]. Путешественник был брошен проводниками в северо-западной части полуострова и лишь с помощью случайно встре ченного промышленника добрался до Мезени. Исторические метаморфозы послереволю ционного времени изменили и коммуникацию «полевик - абориген». На рис. 12 этнограф, вы ступающий посредником между совслужащим и ненцами, шутливо обыгрывает возможность пере вести административный или исследовательский типы общения в куплю-продажу, а точнее - спеку ляцию. Словечко «спекульнем» - явно дань про сторечию эпохи НЭПа. На рис. 13 пародируется ситуация контакта аборигенов с этнографами в эпоху воинствующего атеизма, скорее всего, на фантазированная студентами-этнографами в часы отдыха, а не реальная. П о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz