Художники - участники экспедиций на Крайний Север = Artists-participants of the expedition to the Far North : из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН / [сост., ст., коммент.: Пация Е. Я., Шабалина О. В.]. - Санкт-Петербург : ГАМАС, 2008. - 207 с. : ил., цв. ил.
Рис. 27 Фрагмент Fig. 27 Detail 4 Трудовая армия (трудармия) - военизированные части, состоявшие из граждан, исполнявших трудовую повинность. Трудармия существова ла во время попытки построения коммунизма в 1920—1921 годах и в 1942-1947 годах. В 1940-е годы в трудармию мобилизовали российских немцев, крымских татар, представителей других нацио нальностей, подвергшихся депортации; кроме того, «подозрительных», независимо от нацио нальной принадлежности. Labour Army (TrudArmiya) - militarized units, con sisting of citizens fulfilling their labour duty. The Labour Army existed during the effort of building communism in 1920-1921-ies and in 1942-1947-ies. In 1940-ies Russian Germans, Crimean Tartars and representatives of other nationalities, which un dergone deportation were mobilized in the Labour Army and besides all them the «suspect» irrespective of the nationality. на Урале в 1943-1945 годах - работа в трудармии 4 в Куйбышевской области, должность пастуха в поселке Снегири под Москвой. Получив в 1945 году паспорт, Чарнолуский по психологическим причинам не смог вернуться в науку и заниматься любимым делом. Вплоть до выхода на пенсию в 1958 году он зарабатывал на жизнь оформительством в подмосковном городе Пушкино. Вконце 1950-х годов Владимир Влади мирович стал восстанавливать прежние научные связи, интересуясь исследованиями, ведущими ся по саамам, и обрабатывая обширный личный архив. Исполнив свою мечту (еще раз побывать у саамов Кольского полуострова), ослабленный болезнью сердца Чарнолуский нашел в себе силы закончить книгу. Вней в художественной форме автор описывает то, что увидел и услышал на Са амской земле в 1920-1930 годах (в пору своей ак тивной полевой деятельности), и в 1961 году - во время трехнедельной поездки в село Ловозеро (на деньги Союза писателей СССР). Книга получила название «В краю летучего камня» и вышла в свет в 1972 году, после смерти автора (16 марта 1969 года) [Лукьянченко, 2003; с. 128-146]. Эго издание изобиловало рисунками и фото графиями, сделанными Чарнолуским; многие из них хранятся в Музее-Архиве. Разделяя твердые убеждения В. Г. Богораза, что «этнография не жи вет в кабинетах...<...> Она живет в полевой рабо те» и что «каждый этнограф должен быть немного художником, иначе он не поймет чужую куль- туру» [Гаген-Торн 1971: 139], В. В. Чарнолуский отправлялся в свои многочисленные экспедиции, не выпуская карандаш и фотоаппарат из рук. В данном издании публикуются работы В. В. Чарнолуского, непосредственно связанные с его полевой деятельностью. Жанровый ди а пазон экспедиционного творчества этнографа широк: рисунки, отражающие экспедиционную повседневность (рис. 1-49); этнографические за рисовки (рис. 50-56); портреты местных жителей (рис. 57-64); акварельные этюды северной при роды, сделанные с натуры (рис. 65-67). army 4 in Kuibyshev region, a post of a shepherd in Sneghiri settlement near Moscow. Having got his passport in 1945 Charnolusky for psychological reasons could not return to science and do his favourite business. Till his very retire ment in 1958 he earned his living doing get-up and design work in the city of Pushkino situated near Moscow. In the late fifties Vladimir Vladimirovich began to restore his former scientific connections, was interested in the research covering Saami, and processing extensive personal archive. Having ful filled his dream (once again to visit Saami in the Kola peninsula) weakened by his heart disease Charnolusky found strength to finish his book. In it in the fiction form the author describes what he saw and heard in Saami land in 1920-1930 (during the time of his active field activity), and in 1961 - during a three-week trip to village of Lovozero (funded by the Union of writers of the USSR). The book was entitled "In the Land of Flying Stone" and was pub lished in 1972, after the death of the author (March, 16th, 1969) [Lukyanchenko, 2003; p.128-146]. This edition abounded with drawings and pho tos made by Charnolusky; many of them are stored in the Museum-Archive. Sharing the firm belief of V.G.Bogoraz, that "ethnography does not live in offices <...> It lives in the field work" and that "each ethnographer should be artist a little, otherwise he won't understand other culture" [Gagen-Torn 1971: 139], V.V. Charnolusky left for his numerous expedi tions, with a pencil and camera in his hands. In this edition works by V.V. Charnolusky directly connected with his field activity are pub lished. The genre range of expedition creativity of the ethnographer is wide: the drawings reflecting the expedition daily life (fig. 1-49); ethnographic sketches (fig. 50-56); portraits of local residents (fig. 57-64); the water-colour sketches of the northern country made from nature (fig. 65-67).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz