Орешета, М. Г. Рыбачий / Михаил Орешета. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 261, [1] с. : ил., карты, портр. - (Осиротевшие берега).
При обсуждении в упомянутой Комиссии вопроса о месте для конечного пункта железной дороги на Мурман, где должен быть устроен на берегу незамерзающего океана торговый порт, первона чально было указано, что таким пунктом следует избрать бухту Ере тики в заливе Ура или же гавань Озерко на Рыбачьем полуострове, но окончательно комиссия остановилась на Екатерининской гавани. ...По вопросу об избрании пункта выхода на побережье Мур манской железной дороги, удобного для устройства обширного ком мерческого порта, Рыбный Комитет, не считая возможным выносить по этому вопросу в настоящее время какое-либо вполне определён ное решение, с точным указанием наиболее пригодного для указанной цели пункта, отметил, однако, что район Рыбачьего полуострова, где по преимуществу сосредоточены важнейшие и населённые становища, является наиболее желательным, с точки зрения промысловых инте ресов, местом выхода железной дороги и устройства здесь торгового порта. Направление к Кильдину было бы нежелательно, так как в этом районе совершенно нет пункта, пригодного для устройства порта...»8. Но не только Россия положила глаз на полуострова Средний и Рыбачий. Входящая в то время в её состав Финляндия тоже стре милась к океану: «...Финляндские газеты сообщают, что экспедиция для ис следования вопроса об этой дороге возвратилась в Гельсинг-форс. Экспедиция состояла из трёх лиц, инженеров Линдберга и Блумк- виста и бывшего полицейского комиссара Мунка. ...По словам участников экспедиции, лучшим местом для пред полагаемого военного порта у Ледовитого океана мог бы служить мыс Каласаари у губы Пумманки, а для железной дороги самое удобное направление от устья реки Кеми через Рованиеми, озеро Кемитреск и местности Соданкуля по восточную сторону озера Эна- рэ к губе Пумманки. Протяжение такой железнодорожной линии от Клеаборга до губы Пумманки будет около 600-700 километров»9. Вот ведь судьба у полуостровов! Как у людей: как карта ля жет. Не в масть — и пустуют берега Мотовского залива. А если бы! То раскинулся бы на скалистых берегах огромный город-порт. От Титовки через перевал громыхали скоростные поезда, исправно действовали водные каналы от губы Кутовая в Малую Волоковую, из бухты Озерко в Большую Волоковую. Хорошо бы было от этого или плохо, судить не нам. 8 Изыскания на Мурманском побережье. Петроград, 1917 г. 9 «Московские Ведомости» № 268. 1893 г. 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz