Орешета, М. Г. Рыбачий / Михаил Орешета. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 261, [1] с. : ил., карты, портр. - (Осиротевшие берега).

При обсуждении в упомянутой Комиссии вопроса о месте для конечного пункта железной дороги на Мурман, где должен быть устроен на берегу незамерзающего океана торговый порт, первона­ чально было указано, что таким пунктом следует избрать бухту Ере­ тики в заливе Ура или же гавань Озерко на Рыбачьем полуострове, но окончательно комиссия остановилась на Екатерининской гавани. ...По вопросу об избрании пункта выхода на побережье Мур­ манской железной дороги, удобного для устройства обширного ком­ мерческого порта, Рыбный Комитет, не считая возможным выносить по этому вопросу в настоящее время какое-либо вполне определён­ ное решение, с точным указанием наиболее пригодного для указанной цели пункта, отметил, однако, что район Рыбачьего полуострова, где по преимуществу сосредоточены важнейшие и населённые становища, является наиболее желательным, с точки зрения промысловых инте­ ресов, местом выхода железной дороги и устройства здесь торгового порта. Направление к Кильдину было бы нежелательно, так как в этом районе совершенно нет пункта, пригодного для устройства порта...»8. Но не только Россия положила глаз на полуострова Средний и Рыбачий. Входящая в то время в её состав Финляндия тоже стре­ милась к океану: «...Финляндские газеты сообщают, что экспедиция для ис­ следования вопроса об этой дороге возвратилась в Гельсинг-форс. Экспедиция состояла из трёх лиц, инженеров Линдберга и Блумк- виста и бывшего полицейского комиссара Мунка. ...По словам участников экспедиции, лучшим местом для пред­ полагаемого военного порта у Ледовитого океана мог бы служить мыс Каласаари у губы Пумманки, а для железной дороги самое удобное направление от устья реки Кеми через Рованиеми, озеро Кемитреск и местности Соданкуля по восточную сторону озера Эна- рэ к губе Пумманки. Протяжение такой железнодорожной линии от Клеаборга до губы Пумманки будет около 600-700 километров»9. Вот ведь судьба у полуостровов! Как у людей: как карта ля­ жет. Не в масть — и пустуют берега Мотовского залива. А если бы! То раскинулся бы на скалистых берегах огромный город-порт. От Титовки через перевал громыхали скоростные поезда, исправно действовали водные каналы от губы Кутовая в Малую Волоковую, из бухты Озерко в Большую Волоковую. Хорошо бы было от этого или плохо, судить не нам. 8 Изыскания на Мурманском побережье. Петроград, 1917 г. 9 «Московские Ведомости» № 268. 1893 г. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz