Орешета, М. Г. Рыбачий / Михаил Орешета. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 261, [1] с. : ил., карты, портр. - (Осиротевшие берега).
...Вопрос об устройстве порта на Мурмане был возбуждён сно ва только через одиннадцать лет, когда в 1888 г. Олонецким Губер натором в письме на имя Управляющего Морским Министерством было указано на желательность устройства на Мурмане в заливе Озерко на Рыбачьем полуострове военного порта или на первое время укреплённой угольной стоянки для крейсеров. В этом письме, между прочим, указывалось, что «между мно гими, незамерзающими и совершенно закрытыми от океанского волнения бухтами, обращает на себя внимание обширный Мотов- ский залив с бухтой Озерко, в глубоко вдающейся в Рыбачий полу остров. Длинный и узкий вход в Мотовский залив легко может быть заграждён и защищён батареями на возвышенных и обрывистых бе регах. Гавань Озерко может быть легко и удобно соединена каналом с заливом Волоковым, что открыло бы два выхода в океан и чрезвы чайно затрудняло бы блокаду находящегося в гавани флота». Как результат этого письма, последовало тогда же в 1888 году предписание Управляющего Морским Министерством Директору Маяков и Лоции Белого моря капитану второго ранга Иванову отпра виться на Рыбачий полуостров для производства обследования его в отношении возможности устройства на нём военного порта. Это по ручение капитаном Ивановым было исполнено, причём им обследо ваны были не только гавань Озерко с прилегающими перешейками, но и все главные бухты на Рыбачьем полуострове, весь северный его берег. В отчёте о своей командировке капитан Иванов называет бухту Озерко «самой лучшей и спокойной гаванью на Мурманском берегу по обширности глубин и качеством грунта». По вопросу о прорытии перешейка между бухтой Озерко и губой Большой Волоковой, ши риной в 850 саж., где толщина слоя фунта, покрывающего скалу, со ставляет только 1 Vi саж., в отчёте указывается, что если бы прорытие перешейка и оказалось возможным, то самая поддержка глубины в ка нале и в его устьях потребовала бы постоянных землечерпательных работ, так как верховья обоих заливов Озерко и Большой Волоковой постоянно наполняются мелким камнем. Сравнительно более лёгкой задачей капитан Иванов полагал прорытие другого перешейка, соеди няющего полуострова Средний с Мурманским берегом, из Кутовой губы в губу Малую Волоковую, и имеющего протяжение в 5 вёрст. Печенгский залив и Екатерининская гавань наравне с бухтой Озерко капитан Иванов в своём отчёте признавал «едва ли не са мым лучшим» на Мурманском побережье для устройства в них военного порта. 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz