Орешета, М. Г. Рыбачий / Михаил Орешета. - Санкт-Петербург : Нестор-История, 2014. - 261, [1] с. : ил., карты, портр. - (Осиротевшие берега).

ства, по вопросу об устройстве портов-убежищ в Сев. Ледовитом океане и в Белом море, а также о мерах улучшения промысловых становищ на Мурманском побережье». «...В 1894 году, после того, как во время сильного шторма у бе­ регов Мурмана погибло около 50 рыбопромышленников, был об­ разован «Комитет для помощи поморам Русского Севера»; на ас­ сигнованные средства, кроме материальной поддержки семьям промышленников, Комитетом в течение тринадцатилетнего перио­ да, с 1894 по 1907 год, осуществлён ряд мероприятий к упорядоче­ нию и развитию промыслов. В 1896 году были установлены еженедельные пароходные рейсы по Белому морю и Мурманскому побережью от Архангель­ ска до норвежского Вардё с заходом во все становища побережья. В 1915 г. адмирал Сиденснер возбудил вопрос об устройстве вагонетной железной дороги узкой колеи на перешейках Рыбачье­ го полуострова для перевозки наживки с берега океана к бухтам Мотовского Залива; в том же году Управлением работ по сооруже­ нию Мурманской жел. дороги были произведены изыскания на пе­ решейках Озерко —Б. Волоковая и Кутовая —Малая Волоковая и составлены проекты этих узкоколейных линий». «...После рассмотрения, возбуждённого Архангельским Губер­ натором в 1870 году, вопроса о порте на Мурмане в учреждённой при Министерстве Финансов особой Комиссии, была снаряжена, по сношению Министров Финансов, Внутренних Дел, Государ­ ственных Имуществ и Морского, летом 1872 года особая экспеди­ ция на шхуне «Полярная Звезда» из членов от этих Министерств, под председательством д. с.с. Собещанского. Экспедиция подробно обследовала ряд местностей, начиная от устья Паз-реки: Губу Печенгу, Айновы острова, Губу Волоко­ вую, Вайда-Губу, Зубовские острова, Цып-Наволок, Корабельную бухту, Териберку, Порчниху, Семь островов и Губу Лицу и пришла в вопросе о выборе пункта, удобного для устройства порта и города, к заключению, что при значительном, 800-вёрстном, протяжении Мурманского побережья и при самом характере рыбных промыс­ лов, начинающихся ранней весной в Варагнерском заливе у границ с Норвегией и подвигающихся потом вдоль берега на восток к мысу Св. Нос, недостаточно одного порта, а необходимо устроить три портовых города: два из них на восточном Мурмане —в губе Мо­ настырской на острове Кильдине и в губе Порчнихе, и один на за­ падном Мурмане —в Корабельной бухте Рыбачьего полуострова... 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz