Орешета, М. Г. Осиротевшие берега / М. Г. Орешета. – Мурманск : Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1998. – 134, [2] с. : ил.
ния, закладывали в них взрывчатку и взрывали скалы, чтобы сделать дорогу крепче и ровнее. В 1940 году через перевал прошел первый танк. За ним ехала знаменитая "полуторка". У печально из вестного авариями поворота под названием "не забудь повернуть" она сорвалась с обрыва в озеро и стала первой в истории техникой, потерпевшей крушение на пе ревале. В годы войны перевал был у фашистов. Они выровняли полотно и построили еще одну тыловую дорогу, которая вы ходит к хребту Муста-Тунтури. Отступая в сорок четвертом, егеря в нескольких местах взорвали скалы. Таким перевал предстал перед бригадой ПВО, передислоцированной на Средний и Рыбачий в шестидесятые годы. Дорога была жуткая. На самой проходимой технике 14 километров перевала путники преодолевали за полтора часа. Происходили аварии, гибли люди. Что сделал русский человек, чтобы положить этому конец? Кто сказал "привел дорогу в порядок"? Нет, конечно. В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы все машины, которые шли через перевал со стороны Титов ки, неизменно останавливались у ручья, где принято было пропустить по одной за благополучное преодоление препят ствия. Так и стал ручей Пьяным. Как вы, возможно, догада лись, по ту сторону перевала есть ручей Трезвый, но до него мы еще не доехали. Помню, как-то мы с весьма высокими областными на чальниками перебирались через перевал. Было это в самый расцвет борьбы с пьянством и алкоголизмом. Готовясь в по ездку, я долго вертел в руках фляжечку - брать не брать? На всякий случай сунул ее на дно рюкзака. И вот мы в дороге. Комментирую попутчикам: мол, проезжаем Пьяный ручей. У всех ноль эмоций. Погода стоит мерз кая, слякотная. Наш УАЗик поднимается на перевал, и тут на дорогу выползает на четвереньках человек в военной форме. Будучи на трех точках, машет нам испачканной грязью рукой. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz