Орешета, М. Г. Осиротевшие берега / М. Г. Орешета. – Мурманск : Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 1998. – 134, [2] с. : ил.
сала. А это был товар, который охотно покупали иностранцы для изготовления мыла и для освещения домов. Торговые люди и местные жители называли Титовскую губу “китовой могилой” и радовались достатку, который имели благодаря этому месту. Кроме морского зверя печенгские монахи ловили в реке Титовке семгу, а в губе - селедку. Для хозяйственных нужд имели стан со складами, жилыми и промышленными по стройками. Первоначально они переправлялись через реку на лодках, а со временем построили мост. Ручей, впадающий слева в устье реки, в одно лето перегородили дамбой. На самой Титовке сложили несколько каменных ряжей. Лес для деревянного настила заготовили в верховьях реки, и течение принесло его прямо к месту строительства. Следы той деятельности видны и сегодня. После ликвидации в 1764 году Печенгского монастыря Китовка вновь перешла во владение мотовских лопарей. А они вели свое хозяйство проще, чем монахи, - продавали выброшенных китов кольским купцам. Купцы китов разделы вали и продавали сырье.. Со временем китов у Мурмана плавало все меньше и меньше, а их “вымет” на берег стал событием. Название Ки товка начало забываться и в итоге постепенно преобразова лось в Титовку. В 1883 году на Титовских островах на правах колониста поселился кольский мещанин, предприниматель и торговец Павел Хипагин с сыном Иваном. Хипагины построили дом, салотопню, лавку, небольшую церковь. Для промысла имели два мореходных судна. С материка на остров люди перебросили мост. Обвет шалый, он сохранился до Великой Отечественной войны. А в войну немецкие горные егеря мост подремонтировали и разместили на острове пост наблюдения и артиллерийскую батарею. На Титовском острове можно найти следы хозяйство вания лопарей, печенгских монахов, поморов и немцев. Та кой вот многослойный исторический “пирог”. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz