Орешета, М. Г. На житейских перекрестках / Михаил Орешета ; [предисл. Виктора Тимофеева]. – Мурманск : Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2011. – 143 с. : ил., портр.

фронта. Всё это было рядом с главным: угольная шахта становилась всё до­ ступней и доступней. Первые экскурсии на обогатительную фабрику, потом на другие надстройки, что на поверхности, и, наконец, по наклонному стволу нас везёт «коза»1 на нижний «горизонт»2 на глубину 800 метров! Всё не­ обычно, таинственно, интересно! До сих пор вспоминаю свою бригаду второго участка шахты № 23. Такую самоотверженность и взаимовыручку я потом встречал только в экипажах судов Мурманского морского пароходства. Ярчайший след в моей судьбе оставила служба в Военно-Морском флоте СССР. Помню, привезли нас в Московский флотский экипаж. По одному вы­ зывают в кабинет. Там сидят офицеры. Первый вопрос: - Вы хотите служить два или три года? -Три. - Это мой, - тут же отозвался капитан третьего ранга. Вопреки ожиданиям, повезли нас, «трёхлетииков», не к морю великому, а в лес дремучий. Центрального подчинения в/ч 72175 как раз входила в режим боевых объектов по обеспечению космической разведки сил веро­ ятного противника. За три года дослужился до старшины 2-й статьи. До сих пор с теплотой вспоминаю годков и старослужащих, мичманов и офицеров. Благодаря им мы с сослуживцем Славой Солоповым попали в Мурманск. По логике вещей мне надо было бы обратно в шахту. По существующим тогда законам в этом случае служба в армии вошла бы в подземный стаж работы, но... романтика! Приехали мы со Славой в Мурманск 18 ноября 1974 года в брюках клёш, бушлатах и бескозырках. Холодно, метель метёт, знакомых нет, куда идти, не знаем. В дембельских портфелях приглашение на работу в Мурманское мор­ ское пароходство. Но где оно? Видим, у залива краны шевелятся. Айда туда. Потом уже добрые люди растолковали что к чему. До сих пор считаю себя пароходским, хотя отработал в этом коллективе всего около 10 лет. Ходил на «Индигирке», «Канине», «Вацлаве Воровском», затем работал электромонтажником на прославленной базе технического обслуживания флота у не менее прославленного руководителя Антона Пет­ ровича Избицкого, в бригаде Виктора Маценюка. Последние три года в Орг­ отделе под началом Бориса Андреевича Новикова. Это были годы влюблённости в землю Кольскую, открытия удивительного края с не менее удивительными людьми и уникальной историей. Тогда судьба ' «Коза» - обиходное название вагонетки, доставляющей шахтеров к месту выра­ ботки и обратно. 2«Горизонт» - место расположения угольного пласта. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz