Орешета, М. Г. Лиинахамари : (из серии «Осиротевшие берега») / Михаил Орешета. – Мурманск : МИПП «Север», 2010. – 142, [1] с. : ил., схемы, карты, портр.

нахамари составили в 1940 г. 90%, а в 1941 г. - только 10%. Швеция оплачивала эксплуатацию дороги, строительство собственного причала, обеспечение сохранности грузов и др. услуги. Интенсивность использования порта Лиинахамари возросла с марта 1941 г. Автоперевозки из Лиинахамари шли также и через Нор­ вегию. В мае Акционерное общество получило для перевозок 3 авто­ мобиля, через месяц их было уже 230, а в 1941 г. - 650. В 1941 г. срочно были построены дополнительные семь причалов, общая протяжённость которых составила 530 м. Иногда на рейде порта скапливалось в ожи­ дании разгрузки до 70 судов и 2000 автомашин с грузами из Лиинаха­ мари и Рованиеми. Рыбоперерабатывающий завод перерабатывал на муку 100-1000 кг сельди и других рыбопродуктов в день»16. Понятно, что и наша страна пыталась как можно больше узнать о том, чем живут соседи. Работая в архиве Министерства обороны СССР, я неоднократно убеждался в повышенном интересе нашей разведки к району Печенги и Лиинахамари. Использовались наблюдения с воздуха, данные пере­ бежчиков, донесения глубоко законспирированных агентов и спецгрупп разведотделов НКВД и Северного флота, забрасываемых к Печенгскому заливу. К сожалению, многие документы до сих пор хранятся за семью печатями, но даже то, что удалось просмотреть, даёт основание считать, что разведчики работали более чем успешно. К примеру, на штабных картах СОР СФ (Северный оборонительный район Северного флота) были точно обозначены все орудия, радиостанции, посты наблюдения и опорные пункты Лиинахамарской базы фашистов. Кстати, многие её узлы обороны, особенно береговые батареи, строились по аналогии с укреплениями под Кибергом (Норвегия). Побывав в Киберге, вы мо­ жете убедиться, что возле Лиинахамари нет ничего суперсекретного, кроме хорошо продуманного обустройства артиллерийских и иных си­ стем в условиях скал. Да, есть затопленные водой бункеры и ходы сообщений. При при­ ложении сил и средств там ешё можно найти всякий военный хлам, но не более. Строившие подземные коммуникации инженеры продумали, как их содержать сухими и как затопить в случае ненадобности. Нечто подобное (и даже более того) наши военные строители и зеки создали на острове Кильдин, в устье реки Поной и в районе Сеть Наволока. 16В.А. Мацак Печенга, Мурманск, 2005. С. 272-273. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz