Орешета, М. Г. Лиинахамари : (из серии «Осиротевшие берега») / Михаил Орешета. – Мурманск : МИПП «Север», 2010. – 142, [1] с. : ил., схемы, карты, портр.
следствием прихода на территорию Петсамо фашистских войск. Воен ное положение было введено 20 июня 1940 г. У самого берега бухты находилось здание, где размещался тамо женный персонал. Здание сильно пострадало во время «зимней» войны. Справа от дороги в бухту, у её поворота, находилось построенное в 1932 г. здание отеля (гостиницы). Оно принадлежало финскому Акционерному туристскому обществу (Suomen Matkailijanyhdistyksen, SMY OY). В на чале «зимней войны» здание было уничтожено. Но сразу после её окон чания начались восстановительные работы, здание было отстроено вновь. У бывшего отеля есть своя история. В книге почётных гостей имелись записи, сделанные известными в то время людьми, деятелями мировой политики, науки, культуры, в т.ч. Столберга, Каллио, Рюти, Маннергейма. Советское консульство в Петсамо начало свою деятельность с 1940 г., после «зимней войны». В промежутке между «зимней» и Второй ми ровой войной (1940-1941 гг.) в здании отеля размещались в одно и то же время консульства СССР, Ангии, Швеции и Германии. Затем Советское консульство переместилось в Парккина. Эти консульства давали разре шения на перевозки и осуществляли контроль за наличием необходи мых документов. Выполняли и другие, весьма разнообразные функции. Англия претендовала на право контроля за военными грузами из Гер мании в Финляндию. В каждом консульстве были официальные лица для осуществления контроля. Помимо контроля в самом порту, наблю датели были рассредоточены на протяжении всей Ледовой дороги. Лии нахамари был её конечным пунктом, отстоящим от Рованиеми на 531 км. Суда обычно ожидали разгрузки в порту Лиинахамари; затем трудной и долгой дорогой на автомобилях, шедших в автоколоннах, грузы пере возились к месту назначения. В случае неправильного оформления до кументов грузы могли быть возвращены в порт. Отсюда, из Лиинахамари, круглый год было свободное сообщение со всеми морями мира. Этот путь был короче и дешевле, чем из портов, расположенных в южной части Финляндии. В марте автоперевозки значительно возросли, увеличилось коли чество разгрузочной техники. Зимой 1941 год был получен 25-тонный кран. Кроме Финляндии, в эксплуатации порта были заинтересованы и многие другие страны, в т.ч. Швеция. Между Швецией и Финляндией 28.06.1940 г. было заключено соглашение о перевозках грузов для Шве ции. Первые 100 грузовых автомобилей «Вольво» пришли перед нача лом Второй мировой войны. Перевозки Швеции в обороте порта Лии-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz