Орешета, М. Г. Дуэль : художественно-документальная повесть / Михаил Орешета. – Мурманск : Север, 2003. – 183, [1] с. : ил.

♦ ♦ ♦ 26 марта 1939 года комбриг Кузьма Романович Синилов при­ нял командование войсками Мурманского пограничного округа. Однако сам округ ему еще предстояло создать. Для этого прика­ зом НКВД СССР от 21 марта 1939 года предписывалось сформи­ ровать три пограничных отряда - 82-й, 100-й и 101-й. Объяснялся приказ агрессивной активностью разведок и экономическими по­ сягательствами сопредельных стран на некоторые участки совет­ ской территории на Кольском полуострове. Уже имеющийся отряд пограничных сторожевых кораблей, позже переименованный в 35-й Мурманский морской пограничный отряд НКВД, и несколько отдельных пограничных комендатур не справлялись с охраной морской и сухопутной границы - у них не хватало для этого сил. Для новых отрядов нужны были опытные кадры. Их присыла­ ли в Заполярье из других пограничных округов СССР. 29 марта 1939 года Синилову передали коротенькую записку от заместите­ ля начальника пограничных войск НКВД СССР комдива Ковалева. ’’Кузьма Романович, - писал комдив, - во время встречи в Москве Вы просили подыскать энергичного и волевого красного команди­ ра на руководящую должность в пограничные части Севера. На­ правляю к Вам капитана Носкова. Он хорошо зарекомендовал се­ бя в кавалерийских частях Буденного, прошел школу пограничной подготовки в 71-м дивизионе войск ОГГІУ. Предан делу партии. Энергичен и инициативен. Впрочем, сами убедитесь в полезности этого офицера. С коммунистическим приветом, Ковалев”. Комбриг отложил в сторону бумагу и приказал адъютанту: - Пригласите ко мне капитана Носкова. Через несколько секунд в дверь командующего постучались. - Войдите, - коротко сказал Синилов. Дверь слегка скрипнула и на пороге появился капитан. Он был чуть ниже среднего роста, коренастый, массивный и напоминал каменную глыбу. А лицо имел добродушное и даже на­ ивное. Больше всего в облике вошедшего Синилову понравились глаза - небольшие, глубоко посаженные. Они не бегали с предме­ та на предмет, не уходили от прямого взгляда, а изучающе смот­ 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz